Формирование грамматических навыков

Страница 6

1. принцип распространенности в устной речи;

2. принцип образцовости;

3. принцип исключения синонимических явлений;

В соответствии с двумя первыми принципами в активный минимум включаются лишь те грамматические явления, ктороые распространяются на значительный круг лексики; все другие грамматические явления усваиваются лексически. Согласно третьему принципу активный минимум включается лишь одно явление из всего синонимического ряда – нейтральное в стилистическом отношении. Этот принцип является уточнением первых двух и состоит в ограничении грамматических средств, усваиваемых активно.

К пассивному грамматическому минимуму относятся грамматические явления, наиболее употребительны письменной речи, которые ученики должны понять на слух при чтении. К главным принципам отбора грамматических явлений в пассивный минимум относятся :

1. принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи;

2. принцип многозначности;

Согласно этим принципам в пассивный минимум включаются наиболее распространенные грамматические явления книжно-письменного стиля речи, которые имеют ряд значений.

Грамматический навык – синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи.

В грамматическом навыке можно выделить следующие составляющие:

– выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации);

– оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с

нормами данного языка и определенным временным параметром;

– оценка правильности и адекватности этих действий.

Как известно, грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации (говорение, чтение, аудирование, письмо). Под грамматическим навыком говорения подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений в устной речи. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование личных окончаний глаголов). Следовательно, навыки, отвечающие за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки. Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи носят более аналитический (дискурсивный) характер благодаря специфике письменного вида речи.

В данной ситуации становится возможным вернуться к уже написанному, исправить и изменить созданный текст. Рецептивные грамматические навыки – это автоматизированные действия по указанию и расшифровке грамматической информации в письменном или звучащем тексте. Поскольку восприятие и понимание устного или письменного текста происходит как при активном, так и при пассивном знании языкового материала, рецептивные грамматические навыки делятся на рецептивно- активные и рецептивно-пассивные навыки чтения и аудирования. Существует еще один вид навыков, который в психологической литературе относится к «умственным», или «интеллектуальным»: языковые дискурсивно аналитические грамматические навыки. Они формируются на основе грамматических знаний и используются как фоновый компонент в основном в письменной речи, реже в говорении. Таким образом, языковой навык помогает говорящему контролировать правильность выполнения речевого действия, а при ошибочном его выполнении обеспечивает исправление неточностей. Коммуникативный подход предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуативной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются и усваиваются не как «формы» и «структуры», а как средства выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений. Необходимо создавать условия для показа изучаемой формы и конструкции как динамической единицы, играющей вполне определенную функционально-коммуникативную роль в общении и выражении мысли. Такими условиями являются речевые ситуации, типичные для употребления изучаемых явлений в среде носителей языка. Таким образом, коммуникативный подход в обучении грамматике предполагает создание новых типологий упражнений и заданий, необходимых для реализации учебных действий. Языковые и речевые подготовительные упражнения помогают овладевать «техникой иностранного языка», но такие действия снижают мотивацию учащихся. Поэтому необходима интеграция таких упражнений с коммуникативными заданиями в один урок. Также желательно их преобразование в проблемные и творческие задания в виде кроссвордов, лото и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Предупреждение речевых ошибок методом анализа
Исправление ошибок учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса. Эффективность это вида деятельности, в конечном счете, определяет эффективность учебного процесса в целом. В практике преподавания иностранных языков широкое распространение получил метод коррекции посредством анализа ошибки. Это прием успешно используется при формировании навыков разных видов речевой деятельности на иностранном ...

Применение игровых технологий на уроке географии
Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; 3) как форма активного обучения (нестандартный урок); 4) как ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru