Формирование грамматических навыков

Страница 5

Щукин А.Н. дает следующее определение: грамматика – это раздел языкознания, изучающий формальный строй языка:систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства.

По определению доктора филологических наук, профессора В.Г.Гака, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.

Умения грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.

Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.

В толковом словаре Ушакова Д.Н. навык (действие автоматизированное, автоматизм вторичный) – это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также: 1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонента; 2) навыки вторично автоматизированные, формируемые предварительным осознанием компонента действия; они легче становятся сознательно контролируемые, быстрее совершентсвуются и перестраиваются.

Навык – способность совершать относительно совершаемое действие в системе сознательной деятельности, которые благодаря наличию полного комплекта качеств, стало одним из условий выполнения этой деятельности.

Навык (по Пассову 9-30 с) определяется как упрочившийся благодаря упражнению способ действия (А.А. Смирнов), как действие, которое совершается человеком без участия сознания, т.е. автоматически (Б.В. Беляев).

Навыки – это вторая цель, достигаемая на занятиях по граммтике. Грамматические навыки принято рассматривать в качестве автоматизированного компонента сознательно выполняемой речевой деятельностью, обеспечивающего правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речевом общении.

В состав грамматических навыков входят:

- морфологические навыки, обеспечивающие правильное употребление грамматической формы слова – владение способами словообразования и словоизменения и выражения грамматических изменений.

- синтаксические навыки, обеспечивающие возможность правильного расположение слов во всех типах предложений и их сочетания в связной речи;

- графические навыки – навыки правильного написания букв и соединения в слоги и слова;

- орфографические навыки (навыки безошибочного письма). Владение орфографическими навыками дает возможность учащимся не только писать без ошибок, но и исправлять ошибки.

По Пассову Е.И грамматический навык – это есть синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности.

Грамматические навыки формируются на основе приобретенных знаний, подражания речи носителей языка, упражнений, наблюдения над использованием грамматического явления в контексте предложения. Они могут быть продуктивными и рецептивными.

Продуктивные грамматические навыки обеспечивают грамматическое оформление речи при говорении и письме, а рецептивные грамматические навыки используются в процессе аудирования и чтения. Объем формируемых рецептивных и продуктивных грамматических навыков определяется госстандартом и программами по языку для разных этапов и профилей обучения.

Задача обучению грамматике состоит в формировании у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности в пределах определенного программами грамматического минимума. Существует два грамматических минимума: активный и пассивный.

В активный грамматический минимум включаются те явления, которые совершенно необходимы для продуктивных видов речевой деятельности. Основными общепринятыми принципами отбора в активный грамматический минимум считается:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Кризис образования в мире
образование университет болонский академический Университет пережил свой первый крупный кризис, когда вынужден был реорганизоваться из средневекового университета врачей, юристов и теологов в естественнонаучный университет ученых и инженеров. Кризис системы образования переживает сейчас весь цивилизованный мир, ведь ее классическая схема закладывалась три столетия назад, в период торжества автори ...

Определение целей обучения при использовании информационных технологий
Для того чтобы использовать информационные технологии на уроках иностранного языка на старшем этапе, прежде всего, следует определить цели, которые необходимо поставить. Изучив материал, мы выяснили, что этими целями могут быть следующие: ― включение материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения); ― самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru