Разработка учебного программного обеспечения курса дисциплины «Основы информатики и вычислительной техники» в общеобразовательной школе

Новая педагогика » Методика формирования представления о программном обеспечении персонального компьютера » Разработка учебного программного обеспечения курса дисциплины «Основы информатики и вычислительной техники» в общеобразовательной школе

Страница 2

Для курса «Основы информатики и вычислительной техники» минимальный набор учебных программ, на наш взгляд, должен включать:

1. Практикум «Освоение клавиатуры ЭВМ».

2. Практикум «Графическое изображение информации».

3. Практикум «Математические вычисления и построение графиков на ЭВМ».

4. Практикум «Компьютеры на производстве».

5. Практикум «Чертежные работы на ЭВМ».

6. Практикум «Подготовка документов на ЭВМ».

7. Практикум «Моделирование процессов на ЭВМ».

8. Практикум «Поиск и обработка информации с помощью ЭВМ».

9. Практикум «Художественное конструирование на ЭВМ».

10. Практикум «Алгоритмический язык».

11. Практикум «Устройство ЭВМ».

Целью такого минимального набора учебных программ является освоение навыков работы на ЭВМ, ознакомление с основными применениями ЭВМ и приобретение навыков в составлении и проверке алгоритмов.

Второй центральный вопрос — «Как делать?» — предполагает определение требований к качеству учебного программного обеспечения и определения форм организации работ по созданию качественных программных средств.

Требования к качеству учебных программ можно разделить на общетехнические и психолого-педагогические. Основными среди них являются:

· общетехнические:

1. Надежность.

2. Эргономичность.

3. Мобильность.

4. Гибкость.

· психолого-педагогические:

1. Реактивность.

2. Дружественность.

3. Адекватность.

4. Адаптивность.

Надежность программного обеспечения — это отсутствие сбоев и отказов ЭВМ из-за алгоритмических ошибок и проектных ошибок программистов. Эргономичность программ — это простота правил работы с ЭВМ и простота их освоения. Наличие сбоев или отказов, сложность правил работы или их освоения делают программное обеспечение непригодным для использования в учебных занятиях.

Мобильность программ — это легкость переноса их с ЭВМ одного типа на ЭВМ другого типа. Решение этой проблемы связано со стандартизацией технических средств и языков программирования учебных вычислительных машин. Использование нестандартных средств ведет к невозможности массового тиражирования программного обеспечения. Гибкость — это простота модернизации и расширения функций программных средств, необходимых для проведения педагогических экспериментов, без которых невозможно создание программ, полностью отвечающих психолого-педагогическим требованиям.

Реактивность и дружественность программ представляют психолого-педагогические аспекты организации работы с ЭВМ. Реактивность — это немедленная реакция ЭВМ на воздействие человека, совпадающая со временем реакции собеседников, ведущих диалог друг с другом. Дружественность предполагает понятность и тактичность реплик и возможность получения помощи со стороны ЭВМ при возникновении затруднений. Наиболее важным педагогическим аспектом организации работ с ЭВМ является адекватность учебных программ, заключающаяся в полном соответствии с системой операций, реализуемой ЭВМ, и формируемой ею информации, содержанию конкретной учебной деятельности в данном лабораторном практикуме, в данном школьном предмете. Адаптивность — это желательное свойство учебных программ, связанное с возможностью приспособления работы ЭВМ к индивидуальным способностям учащегося (уровню подготовленности, знаний и т. д.).

Разработка качественного учебного программного обеспечения, удовлетворяющего перечисленным требованиям, представляет серьезную задачу, для решения которой необходима совместная работа педагогов, психологов, программистов и дизайнеров. Опыт промышленной разработки продукции массового назначения, имеющей высокое качество, показывает, что процесс создания такой продукции проходит как минимум четыре стадии: замысел; эскизный образец; рабочий образец; серийный образец.

Замысел учебной программы на ЭВМ — это система концепций о конкретной учебной деятельности и представлений о работе учащихся с ЭВМ. Эскизный образец — это программа, в которой воплощены основные идеи замысла, но в которой лишь частично обеспечено выполнение требований к качеству или частично воплощена требуемая от ЭВМ система операций. Рабочий образец — это программа, которая полностью отвечает требованиям надежности, эргономичности, гибкости и которая позволяет проводить психолого-педагогические эксперименты. Серийный образец применительно к учебным программам — это программа, которая отвечает всем психолого-педагогическим и общетехническим требованиям, прошла аттестацию и снабжена необходимой методической литературой.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Сущность понятия «темперамент»
Как известно, при относительном равен­стве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от дру­га по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительн ...

Учебно-методический комплекс по системе В. Д. Эльконина –В. В. Давыдова
Система существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова). УМК системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам: - ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru