Использование информационных технологий в современном учебном процессе

Страница 2

Таким образом, на пути движения России к ИО и внедрения ИКТ в образование в можно выделить три этапа:

начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления;

современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета;

будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образовательными технологиями (ОТ) .

В настоящее время применение технических средств в повседневной жизни оказывают определенное влияние на преобладающие способы мышления. Актуальным становится изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера.

Информационные технологии оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на личность человека. Современные ТСО должны стать воплощением «золотого правила дидактики», обоснованного еще Я.А. Коменским, требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно слуховых средств подачи информации, наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. Более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых позволяют технические средства обучения (ТСО). Важен начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа познания – осмысления. Кроме того, при протекании процесса осмысления применение наглядности (в частности, изобразительной и словесной) оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания.

Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал, посредством речевых формулировок, вынесенных на экран в виде письменной речи, классификационных схем, схем отношений понятий, круговых схем, классификационных деревьев.

Особенно необходимо учитывать эмоциональное воздействие технических средств. Если учителю важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление основного материала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Понятие и сущность графической иллюстрации. Возникновение и развитие графической иллюстрации в России
Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа. Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художеств ...

Технологии воспитания и обучения в Хуциевской СОШ Кизлярского района
В период практики мною были посещены уроки и внеклассные мероприятия разных учителей. Наблюдение и анализ их приводят к выводу, что в школе, в основном, используются три технологии: традиционная, проблемного обучения и педагогика сотрудничества. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулир ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru