В области педагогики слово «модель» означает образ, стандарт, на который ориентируются ученые и практики в преобразовании педагогической действительности; мера изменений педагогической действительности с уточнением границ и условий; способ педагогического исследования, используемый для развития идеи о согласованности различных элементов педагогического объекта.
Модель выступает как промежуточное звено, с помощью которого опосредуются практическое и теоретическое познание объекта педагогической действительности. Через модель обобщается информация о педагогическом объекте и в самой модели она содержится в формализованном, синтетическом виде. В основе педагогического моделирования лежит мыслительная конструкция.
Определение модели по В.А.Штоффу имеет четыре признака:
1) модель- это мысленно представленная или материально реализуемая система;
2) она отражает объект исследования;
3) она способна замещать объект;
4) ее изучение дает новую информацию об объекте.
Модель интегрирует в себе способ понимания и объяснение сущности и природы конкретного педагогического явления или процесса. Так как модель есть упрощенный прототип реального объекта педагогической действительности, то она не может быть тождественной ему во всех отношениях, а значит, модель ограничивает реальный объект конкретными условиями.
Например, при определении понятия «модель обучения» акцент делается на том, что характеристики модели должны легче восприниматься дидактически.
Моделирование объектов педагогической теории и практики выступает одним из основных методов современного исследования и объяснения сущностных характеристик новых объектов педагогической действительности, который может быть дополнен методами проектирования. Именно моделирование есть теоретический способ отображения формы существования, строения, состава и структуры функционирования или развития педагогического объекта через раскрытие компонентного состава и внутренних связей, а также через определение параметров, обеспечивающих возможность качественного и количественного анализа динамики изменений исследуемого педагогического явления. Причем одно и то же явление можно представить в виде разных моделей.
Можно выделить следующие уровни педагогического моделирования:
- концептуальное моделирование (разработка концептуальной модели формирования умений, развития качеств личности и так далее);
- системное моделирование (разработка системы взаимосвязанных между собой моделей разных видов педагогических объектов)- системный подход в процессе моделирования дает ту связующую нить, которая объединяет многочисленные факты о педагогическом явлении, полученные традиционными средствами с помощью разных моделей в единое целое, характеризующее всю сложность изучаемого объекта;
- процессуальное моделирование (модель динамики моделей, отражающих логику развития исследуемого объекта);
- праксиологическое моделирование (модель практического результата действий педагога или его взаимодействия).
Метод моделирования используется для точности и корректности описания и определения педагогических объектов, разработки педагогических конструктов, в том числе образовательных, воспитательных и управленческих систем.
Выбор и применение педагогических моделей обусловливается базовой теоретической и практической концепцией, а также теми конкретными задачами, которые ставятся исследователем. Одна и та же формализация в виде модели в зависимости от предмета исследования может быть наполнена разным смысловым содержанием, и тогда модель будет отражать разные стороны педагогического объекта.
Модель может быть первичной по отношению к моделируемой системе или вторичной. Например, модель проблемного урока, разработанная М.И.Махмутовым, была первичной по отношению к практике конструирования проблемного урока, а модель выпускника школы - вторична, так как она появилась на основе анализа целого поколения выпускников большого числа школ на уровне всей страны.
Под моделью понимают:
- мысленно представленную и материально реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте;
Похожие статьи:
Выставка
Не менее значимой и интересной формой организации массового внеклассного мероприятия по технологии является выставка технического и декоративно-прикладного творчества. Выставка – это публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. В рамках школы выставки отражают результаты творческой деятельности школьников, показыв ...
Специфика интегрированных курсов для начальной школы
Опыт ряда стран показывает, что на современном этапе развития образования наиболее принятой формой интеграции стало создание интегрированных курсов – объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет (например, «Основы здоровья и физическая культура» (авт. Зубалий М. и др.), «Искусство» (авт. Масол Л. и др.), Окружающий мир» (авт. Пушкарёва Т.), «Художественный труд» (авт. Тименко В. и др ...