Место обобщений на уроках курса «Человек и Мир»

Новая педагогика » Формирование умения обобщать в процессе изучения природы » Место обобщений на уроках курса «Человек и Мир»

Страница 4

Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, награждается медалями "Победитель в игре-аукционе "Комнатные растения".Большими возможностями в развитии умений обобщать обучающихся располагают уроки окружающего мира. Ещё К.Д.Ушинский говорил, что «…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».

К числу путей, способствующих интенсивному развитию умений детей обобщать во время изучения окружающего мира, относится методика обучениями средствами субъективизации, под которой понимается сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и проведение его учебно-познавательной деятельности.

Ребенок приходит в школу с определенным жизненным опытом, кругозором, отношением к миру. У детей 7-8-летнего возраста развито наглядно-действенное мышление, именно от этих условий и отталкивается учитель, развивая логику у учащихся. Отгадывая загадки, анаграммы, определяют, что можно сказать про слово-отгадку, выделяя его признаки, т.е. идет процесс анализа.

Анаграммы (цель: развивать мыслительные операции анализа и синтеза).

img1

Затем дети уточняют общие признаки предметов, т.е. синтезируют полученные знания. В данном случае одни предметы живые, другие нет.

Определяют существенные признаки, систематизируют. Всё живое растёт, дышит, размножается, питается, погибает, а неживые предметы этими качествами не обладают. На основе этого делают вывод, т.е. обобщают полученные знания: природа бывает живая и неживая.

Можно сказать, что, в данном случае, учитель развивает у детей индуктивный способ мышления. Опираясь на вывод, который сделали дети, учитель предлагает ученикам разделить предметы на группы по выделенным существенным признакам, т.е. используется такой логический прием как классификация. Дети уже самостоятельно анализируют и синтезируют предметы, выделяют лишние предметы, выполняют обобщение.

Обобщенное умение применять знания в новой учебной ситуации у младшего школьника характеризуется такими поисковыми действиями: распознавание объекта по признакам; сравнения в форме сопоставления и противопоставления; выделение главного; установление взаимосвязей; использование аналогии как средства переноса способа действия; конструирование, доказательство.

Развитию этих умений способствуют задания:

Пример. Если взять снежок в руки, ощутишь холод. Почему же под снегом растения не замерзают? Птицы могут летать. Стрекоза тоже летает. К каким животным она относится? Почему?

Умение провести линии сходства и различия живого и неживого помогает учащимся установить взаимозависимость живой и неживой природы, понять, что это неразрывно, а впоследствии выйти на такое научное обоснование и основу любой науки, как взаимодействие.

Хорошими упражнениями для развития умений обобщать являются задания на классификацию природоведческих понятий, построение цепей питания.

В частности, для формирования умения делить объекты на классы по заданному основанию, можно использовать такие упражнения/

Пример. Распредели названия следующих животных на группы, дай название каждой группе. Объясните свое решение.

Кот, собака, заяц, лиса, дятел, муравей, медведь, мышь, овца, коза, клёст, шмель.

При этом важно показать многомерность понятий, систематизировать накопленные знания:

а) дикие – домашние животные;

б) хищники – травоядные – всеядные животные;

в) звери – птицы – насекомые.

Пример. «Найди пару» (цель: развивать умение учащихся находить предметы логически подходящие друг другу).

А)

Сирень насекомое

кукушка кустарник

шмель птица

Б) Восстанови цепи питания.

img2

Развитию умений обобщать способствуют упражнения, направленные на узнавание предмета по заданным признакам.

Пример. Какому времени года соответствует следующее описание: В это время дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые страны. День становится короче. Листва на деревьях становится желтой и осыпается.

В процессе работы с объектами природы необходимо развивать умение школьников дифференцировать объекты по родовому и видовому признаку:

Пример. «Кто лишний?»

А) Лиса, кошка, еж, бобер, собака, муравей.

Б) Вычеркни те растения, которые не растут в:

лиственном лесу: дуб, сосна, каштан, береза, кедр, липа;

хвойном лесу: лиственница, осина, береза, сосна, каштан, можжевельник, дуб;

в смешанном лесу: вяз, клен, сосна, тополь, пихта.

Какие растения встречаются повсеместно? Почему?

Сравнение предметов позволяет установить уровень развития у учащихся умения сравнивать объекты природы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Констатирующий эксперимент
Проблеме поиска эффективных путей формирования экологической культуры у дошкольников, и как её составной части, развитию экологического мышления в МДОУ ДСКВ №90 "Айболит" уделяется достаточно большое внимание. Образовательная работа с детьми строится в соответствии с рекомендациями комплексной программы "Развитие", разработанной авторским коллективом под руководством Л.А. Венг ...

Роль мотивационных факторов выбора профессии
Мотивационные факторы при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформиров ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru