Место обобщений на уроках курса «Человек и Мир»

Новая педагогика » Формирование умения обобщать в процессе изучения природы » Место обобщений на уроках курса «Человек и Мир»

Страница 1

Урок - форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.

Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы и поэтому представляет собой нечто законченное и вместе с тем является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих.

В конце изучения темы, как правило, проводятся обобщающие уроки. Они могут проводиться по материалу двух или нескольких тем, близких по содержанию.

Основная дидактическая цель такого типа уроков - систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных положений. Таким образом, обобщающие уроки способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся.

Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств, качеств, присущих целой группе предметов, и формулирование такого вывода, который будет верен в отношении любого ,отдельного предмета данной группы. Учащихся нужно научить обобщать материал. Сделать это можно по следующему плану:

а) выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале;

б) выделять основные характеристики предметов, отношения между ними;

в) сравнивать предметы между собой, выделять общие, фундаментальные особенности, которые могут лечь в основу обобщения;

г) формулировать на основе обобщения вывод (общую тенденцию, закономерность и т. д.).

При правильной организации урока эффективным методом обобщения и систематизации знаний может быть беседа, основным условием ее эффективности является уровень или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо готовить к такой работе: они должны владеть фактическим материалом, навыками сравнения, знать свойства предметов, их основные характеристики. При недостаточной подготовке учащихся беседа может превратиться в монолог учителя.

Для обобщения и систематизации знаний нужно составить такие вопросы, ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. В вопросах должен быть отражен определенный фактический материал, который играет важную роль при выделении основных понятий темы.

На обобщающем уроке желательно использовать наглядные пособия, которыми учащиеся пользовались в ходе изучения материала.

В структуре обобщающего урока можно выделить следующие элементы:

а) организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, сообщаются тема, цели и задачи предстоящего урока;

б) проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. Как правило, отдельные учащиеся получают задания, выполняют их, а класс проверяет, исправляет, дополняет по мере необходимости;

в) обобщающая беседа по теме;

г) заключение учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы и как усвоен учащимися.

В некоторых случаях, проводя обобщающий урок, учитель совмещает проверку знаний, умений, навыков и обобщающую беседу вместе. Это можно делать в тех случаях, когда тема невелика по объему материала и понятия ее простые.

Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также степени сформированности умений и навыков в конце обобщающего урока можно провести небольшую самостоятельную работу учащихся, носящую контрольный характер и способствующую выявлению уровня сформированных знаний и умений.

Примеры разработок обобщающих уроков 1-ый класс: "Домашние животные"

Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся, полученные при изучении темы "Домашние животные".

Оборудование: все картины, которые использовались на предыдущих уроках, и кинофильм "Наши домашние животные".

Ход урока.

Урок начинается с беседы по картинам "Утка" и "Куры" по следующим вопросам.

- Какая птица изображена на первой картине?

- Что вы знаете об утке?

- Какие птицы нарисованы на второй картине?

- Чем куры отличаются от утки?

- Какая голова у курицы? Какой клюв? Какие крылья? Какого цвета перья? Какие у нее ноги? Есть ли на них перепонки, как у утки? Почему их нет?

Учитель показывает детям кинофильм "Наши домашние животные". После просмотра фильма ставит вопросы:

- Каких животных называют домашними?

- Каких домашних животных вы знаете?

- Что нового вы узнали из фильма?

По картинам "Кошка", "Собака", "Курица", "Утка", "Гусь" дети отвечают на вопросы:

- Какая шерсть у кошки?

- Какие у нее лапки? Какие усы? Какие зубы? Какой хвост? Какие глаза?

- Что ест кошка?

- Какую пользу приносит кошка?

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Нетрадиционный урок, его характерные особенности, типология
Рассмотрение целей и задач учебных занятий по иностранному языку, структуры урока и педагогических требований к нему, особенностей состава учащихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащ ...

Процесс реализации социально-педагогической технологии
Реализация социально-педагогической технологии представляет собой определенный процесс деятельности. Слово процесс (от лат. processus) означает "прохождение, продвижение". В научном плане под процессом понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение. Выбор социально-педагогической ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru