Внутренняя мотивация в отличии от внешней подогревается самим процессом овладения иностранным языком (её часто поэтому называют процессуальной мотивацией). Основными типами внутренней мотивации являются: коммуникативная, лингвопознавательная и инструментальная.
Коммуникативная мотивация является первой и естественной потребностью для изучающих иностранный язык, так как многочисленные наблюдения показывают наличие именно коммуникативных потребностей, т.е. мочь говорить на иностранном языке, владеть навыками чтения, письма и т.д. Однако этот тип мотивации труднее всего сохранить потому, что при овладении иностранным языком в атмосфере родного языка иностранный язык выступает как искусственное средство общения, неспособное конкурировать на равных с родным языком. Для стимулирования коммуникативной мотивации, современные методики обучения предлагают усиление личностной ориентации, что предполагает адресованность не только непосредственно к самому учащемуся и его «я» но и к более широкой среде, причастность к которой он ощущает (моя семья, моя страна, моя профессия, страна изучаемого языка и т.д.). Преподавателю следует прибегать к адекватному использованию индивидуальных и коллективных форм работы на занятии, привлекая как можно больше познавательного материала.
Следующей разновидностью внутренней мотивации является лингвопознавательная, которая заключается в положительном отношении учащихся к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых знаков. Чтобы заронить интерес к языковому строительному материалу следует свести к минимуму временной разрыв в работе над языковым материалом и его применением в речи. Необходимо придавать установке, касающейся работы над языковым материалом, целенаправленный речевой характер – в этом случае создаётся речевая перспектива. Преподавателю следует воплотить богатые общеобразовательные возможности иностранного языка, а это значит – сконцентрировать внимание учащихся на самом языке, на его способности давать имена вещам, идеям, процессам. С этой целью следует придать работе над языком характер поисковой, исследовательской деятельности, которая разовьёт умения видеть за беспристрастным языковым знаком значение и смысл.
Важным видом внутренней мотивации является также инструментальная мотивация, т.е. мотивация, вытекающая из положительного отношения к определённым видам работы. Известно, что наибольший эффект достигается в результате собственной активности учащихся. Отсюда логичным следствием является необходимость вооружить учащихся определёнными приёмами овладения иностранным языком, рациональный смысл которых был бы очевиден и импонировал им. Учащихся следует ставить перед необходимостью самостоятельного знакомства с новым языковым материалом, показав им оптимальный путь к этому. Особо эффективным средством такой оптимизации является широкое применение персонального компьютера, позволяющего осуществить индивидуальный подход к каждому обучаемому.
Названные виды и подвиды мотивации представляют собой в известном смысле потенцию. Будут ли эти мотивации реальною силою процесса обучения, зависит в первую очередь от преподавателя. Следовательно, в функции преподавателя входит воспитание мотивов учения, т.е. создание средствами данного предмета оснований для вызова соответствующих мотивов. Для того чтобы знания воспитывали, необходимо воспитывать отношение к самим знаниям.
Похожие статьи:
Особенности проведения занятий по тестопластике у детей старшего
дошкольного возраста
За последние десятилетия одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики стал способ лепки из теста, или тестопластика. Именно этот способ помогает, по возможности, более полно раскрыть природные свойства и пластическую сущность материала, предоставляя при этом возможности свободной импровизации, полета мысли и фантазии исполнителям. Лепка из теста не требует высоко про ...
Анализ учебной литературы по теме «Обыкновенные дроби и проценты»
Изучение обыкновенных дробей и процентов начинается в 5 классе и продолжается на протяжении всего курса алгебры. Начиная с 6 класса, знания о дробях и процентах обобщаются, расширяются и систематизируются. И, следовательно, анализ учебной литературы необходимо проводить за 5-6 классы, чтобы на основе этого анализа построить содержание дидактического пособия. Цель нашего пособия состоит в визуализ ...