Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: вторичная диагностика

Новая педагогика » Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией » Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: вторичная диагностика

Страница 7

Таким образом, у детей с псевдобульбарной дизартрией после проведенной коррекционной работы наблюдается положительная динамика в развитии общения. Однако она недостаточно высокая, что определяется спецификой речевого дефекта, его тяжестью, комплексностью нарушений, а также ограниченным сроком коррекционной работы, которая проводилась во время нахождения детей в Центре реабилитации.

Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка. Общение – решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Речь развивается только в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - с взрослым и со сверстником.

Решающим фактором становления общения ребенка психологи считают его взаимодействие с взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Особое воздействие на становление психической жизни ребенка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования общения ребенка, формирования его личности.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми этого возраста.

В логопедической литературе указывается на факт наличия у детей с псевдобульбарной дизартрией стойких нарушений общения, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью (Игнатьева С.А., Свинина Н.А., Смирнова И.А., Шипицына Л.М.) Несмотря на интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы с данной категорией детей, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления у них навыков общения.

В связи с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы, а также практической необходимостью в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией было организовано данное исследование.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования особенностей формирования коммуникативных навыков у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, мы охарактеризовали понятия коммуникации и общения, коммуникативных навыков, коммуникативной потребности, мотивации общения, функций общения и речи.

В ходе исследования мы рассмотрели особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Так, мы определили, что у детей данной категории прежде всего нарушен мотивационно-потребностной компонент структуры коммуникативных навыков: наличие потребности использовать формы общения, устанавливать эмоциональный контакт в процессе общения, наличие социально- и личностно-позитивной мотивации вступления в контакт с окружающим миром.

Кроме того, мы выявили причины несформированности коммуникативных навыков у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Среди них наиболее значимыми оказываются: ограниченность речедвигательных возможностей и речевой негативизм вследствие некорректного построения общения и педагогических ошибок (отсутствие личностно-ориентированного подхода к обучению, преобладание субъект-объектных отношений).

Решая вторую задачу исследования, мы разработали критерии, показатели и комплексную методику диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях центра реабилитации.

В результате проведения первичной диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков мы экспериментально доказали, что основной причиной изоляции дошкольников является ограниченность речевых возможностей, неразборчивость речи. В неблагоприятных статусных категориях оказались дети, ограниченные возможности речевого, психического и физического развития которых нередко приводили к недостаточному уровню сформированности коммуникативных умений и навыков.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Конспект урока по народоведению по теме «русское застолье»
Преподаватель Баева Г.И. Тема: Русское застолье Цель: дать студентам конкретное представление о русском застолье, столе; добиться осознанного восприятия материала; оценить уровень подготовленности к занятиям; вызвать интерес к теме и содержанию урока; развивать самостоятельность при отборе материала; воспитывать положительное отношение к прошлому нашей Родины. Форма проведения: устный журнал. Эпи ...

Болонский процесс
В 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций высшего образования Европы. Лиссабонское соглашение декларирует наличие и ценность разнообразных образовательных систем и ставит целью создание условий, в которых все большее число людей, воспользовавшись всеми ценностями и достижениями национальных систем образования и науки, ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru