Формирование этнокультурной компетентности

Страница 2

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, вначале должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

В рамках деятельности студенческого научного общества по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде было проведено исследование по изучению самооценки уровня этнокультурных знаний студентов педучилища, были отобраны студенты, отличающиеся по этническому и возрастному (16-17 лет) признакам. Из них – русские - 27, татары – 6, башкиры - 4, удмурты - 3.

Один из пунктов опросника предлагал высказать свое отношение к этнокультурному разнообразию. Согласно ответам 12 студентов считают такие различия нормальным явлением; 9 опрашиваемым нравится, что все люди разные; 4 - это явление не раздражает; 6 респондентов указали, что это никак их не затрагивает. В то же время 8 отметили, что этнокультурные различия их раздражают. Этот факт мы расцениваем как очень тревожный симптом, ибо нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям. Некоторые не знают, как воспринимать культурные различия, что также может стать причиной для возникновения неприятия других. В связи с этим детям еще с дошкольного возраста необходимо показать, как разнообразие может сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее. В целом образование должно донести до сознания учащихся тот факт, что этнокультурное многоцветие было, есть и будет, и это норма, которая обусловлена многообразием форм проявления человеческой жизни.

Н.Н. Миклухо-Маклай утверждал, что различия между народами вызваны природными и социальными особенностями их жизни. Части света с их разными условиями не могут быть заселены одной разновидностью людей, поэтому существование различных рас, народов совершенно оправдано законами природы. Одна из задач образования – воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности.

Этнокультурная компетентность предполагает готовность к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие студентов в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде. Готовность в данном контексте мы понимаем как психическое состояние, которое характеризуется настроем, актуализацией и приспособлением возможностей личности для успешных действий, внутренней устремленностью на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установкой на активную и целесообразную деятельность .

Этнокультурная компетентность как объективно-субъектное явление включает в себя готовность изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния народов. Из 40 участников исследования 36 репондентов отметили, что им интересны культуры других народов и 28 хотели бы узнать больше о них; 11 не интересуются этой проблемой; 22удовлетворены своими познаниями; 18 человек не смогли определиться соответственно в своих интересах и желаниях. Следует научиться осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное (специфичное). Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь непредвзятую позицию в оценке поведения членов многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей дошкольного возраста
Дети в дошкольном возрасте получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, через книги и телевидение, в формирующейся учебной деятельности. Знания формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. Знания являются результатом умственного воспитания. Знания - это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, пон ...

Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: аудированию и говорению (условно- коммуникативному или коммуникативному). Для достижения этой цели используются технические средства обучения. Совр ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru