Формирование этнокультурной компетентности

Страница 3

И только при этих условиях возможна выработка собственного мнения и линии поведения в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями другого народа, не унижая их и уважая их точку зрения.

Как показали исследования, студенты в основном эмоционально, а не рационально реагируют на конфликт. Так, 16 опрашиваемых отметили, что если в конфликтной ситуации противоположная сторона будет вести себя агрессивно, то и они ответят тем же; 11 заявили, что постараются уйти от конфликта; 6 - попытаются договориться; 4 - будут искать компромисс и 3 - сделают вид, что ничего не произошло.

Чтобы познать другую культуру, приобщить к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою. П.П. Блонский указывал, то «путь к общественной культуре лежит через национальное воспитание». Попытались выяснить, как студенты относятся к культуре своего народа и насколько глубоко они ее знают. 12 человек считают, что знают ее хорошо; 18 - знают частично; 8 - плохо и 2 - не знают совсем. На вопрос «Вы соблюдаете традиции и обычаи своего народа?» 6 студентов ответили – всегда; 21 - иногда; 8 - очень редко и 5 - не соблюдают. При этом 28 опрашиваемых хотели бы узнать больше о культуре своего народа; 6 заявили, что их это не интересует, и 6 не желают этого делать. Думается, это глубоко симптоматично, и ученым, органам управления образованием, педагогам в своей работе необходимо учитывать факт хождения таких суждений среди учащихся.

Как указывают некоторые исследования, положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам. В нашем исследовании на вопрос «Какие чувства у вас вызывает принадлежность к своему народу?» 16 студентов отметили – гордость; 14 - спокойную уверенность; 3 - никаких чувств; 3 - обиду; 4 - ущемленность, униженность, остальные указали разные положительные эмоции. Отрадно уже то, что подавляющее большинство опрошенных гордятся и довольны принадлежностью к своему народу. Вместе с тем некоторые цифры свидетельствуют не только об общем социально-политическом неблагополучии в стране, но и о необходимости усиления самых различных аспектов воспитательной работе.

В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов выступают обучение, воспитание, деятельность и общение. Этот процесс происходит в форме индивидуально-парного взаимодействия (воспитанника и взрослого, воспитанников между собой) и коллективных взаимоотношений. Концепции содержания национального образования определены в «Концепции модернизации российского образования»:

- развитие личности ребенка на основе гармоничного включения богатства национального культурного наследия в общероссийском социально-культурном контексте;

- создание условий, обеспечивающих использование этнической культуры для эффективного развития творческой личности во всех сферах ее будущей деятельности;

- формирование гражданских чувств, воспитание любви к Родине и семье, уважительное отношение к духовному наследию, воспитание патриотов России.

Этнокультурный компонент в образовании – это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей студентов, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Приемы формирования знаний и умений по обогащению английского вокабуляра с применением коммуникативного подхода
Коммуникативный подход - это «стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на осознание требований к эффективности высказывания». Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно ...

Цель, задачи и содержание формирующего эксперимента
С целью совершенствования и развития качеств слухового и зрительного внимания, была предпринята попытка определения содержания системы коррекции нарушения внимания, для повышения эффективности логопедической работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: Анализ методической литературы с целью отбора игр и упр ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru