Формирование этнокультурной компетентности

Страница 4

Анализ научно-исследовательских работ, нормативных документов, теории и практики образования позволяет выделить пять моделей введения национально-регионального/этнокультурного компонента в содержание общего образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую.

Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам. Вопросы национального и регионального своеобразия культуры, социально-экономические проблемы региона, России и стран мирового сообщества рассматриваются здесь в русле общего содержания и рассредоточены по разным дисциплинам и темам.

Модульная модель реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона, России, других народов и стран.

Монопредметная модель предполагает углубленное изучение этнических культур (в том числе своей), языков (в том числе родного), истории, географии, искусства региона, России, других народов и стран на специально выделенных для этой цели учебных предметах. «Народоведение», «Основы русской словесности», «Мировая художественная культура» и др.

Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории или краеведения, русской и родной литературы, биологии и экологии и т.д. (например, интегрированные курсы «Человек и природа», «Человек и искусство»).

Дополняющая модель предполагает изучение национально-регионального /этнокультурного компонентов в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий. Так, в педагогическом училище имеются хореографические, музыкальные, хоровые студии, кружки с направленностью; проводятся краеведческие, этнографические выставки, экскурсии.

Все эти кружки, студии, объединения позволяют приобщить студентов к сфере духовно-практической деятельности разных народов. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть и творить прекрасное. Приобщение к этнокультуре осуществляется через овладение «инструментарием» ее познания «языком» ее художественных форм, проникновением в ценностно-смысловое содержание символов этнокультуры.

Особый интерес представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, России, крае, своем населенном пункте, микрорайоне образовательного учреждения. Исследовательские проекты представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в другую культуру. Исследования могут быть теоретическими и эмпирическими. Первые предполагают изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (в архивных документах, записках путешественников, фольклорных произведениях и др.). Вторые построены на наблюдениях, экспериментах и практической деятельности и предполагают работу с информаторами, т.е. непосредственное общение с этнофорами, исследование этнографических объектов, подлинных предметов народного быта, их воспроизведение (копии, слепки, муляжи, макеты, модели и др.), реконструкцию, участие в историко-этнографических экспедициях и пр. Приведем названия тем некоторых исследовательских проектов студентов, выполненных на базе педучилища «Национальные украшения татарского народа», «Общее и особенное в играх разных народов», «Традиции и обряды славян, связанные со строительством жилья» и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Творческое воображение подростка
У подростков с порой полового созревания соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии. В этот период происходит глубокое преобразование воображения: из субъективного оно превращается в объективное. В физиологическом порядке причина такого кризиса - образование взрослого организма и взрослого мозга, а в порядке психологическом - антагонизм между чистой субъективностью ...

Содержание раздела курса информатики «Программное обеспечение для ЭВМ»
информатика школьный учебный компьютер Исходя из всего отмеченного выше, раздел курса информатики «Программное обеспечение для ЭВМ» должен включать следующие темы: 1. Информационные средства. 2. Структура программы. Методы проектирования программы. 3. Основные устройства ЭВМ. 4. Назначение, общие принципы и функции операционной системы. 5. Персональная ЭВМ: развернутая структура; структура програ ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru