Преподаватель
Баева Г.И.
Тема: Русское застолье
Цель: дать студентам конкретное представление о русском застолье, столе; добиться осознанного восприятия материала; оценить уровень подготовленности к занятиям; вызвать интерес к теме и содержанию урока; развивать самостоятельность при отборе материала; воспитывать положительное отношение к прошлому нашей Родины.
Форма проведения: устный журнал.
Эпиграф к року: «Зная свое прошлое, можно жить в будущем».
Материал к уроку: картина русской избы, страницы журнала «Русское застолье», «Графское застолье», «Поэтическая», «Художественная», «Музыкальная», «Пословицы», «Этикет»; выставка книг, иллюстрации застолья, посуда, хлеб, соль; грамзаписи: «Славься, славься!», «Дубинушка», «Во кузнеце».
Ход урока
Есть у нас урок такой:
Игры, шутки, тары-бары,
Песни, конкурсы, забавы.
Все пришло из старины,
Из далекой глубины.
Мы колядовать ходили,
Хоровод весной водили.
А в крестьянской-то избе
Знаем что теперь и где.
Где святилка, где светлица,
Для чего служил рушник.
Кто ложится на палати.
Кто с ухватом у печи
Вынимал чугун горячий
Да ржаные калачи.
У входа в «избу» гостей встречает Хозяюшка.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Звучит песня «Во кузнеце»
Подходит к печи, обращаясь к ней, произносит:
Ой, ты, печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
I. Слово учителя.
- Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на уроке
Нынче к нам на урок
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок –
Вот узнать бы что таится,
В сундучке старинном том!
Может в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтем!
Разворачиваем «грамотку» и читаем.
Здесь, дружок, таится клад
И сокровища лежат,
А какие, угадай,
Но сундук не открывай.
А взгляни скорей на крышку,
Коли есть чуть-чуть умишка,
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь ты разберешь!
Надпись хитрая гласит
Что сундук в себе таит.
е ь л о т с а з е о к с с у р |
- Кое-кто немного разочаровался! Вы, наверное, ждали может золотых, камней драгоценных, а тут …
И все же можно утверждать, что это величайшее сокровище, из тех, которые имел человек. Чтобы понять это перенесемся на сотни лет назад. Вы помните как у Антуане де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц»?
- Лучше приходите всегда в один и тот же час, - попросил Лис … - нужно соблюдать обряды.
- А что такое обряды? – спросил маленький принц
- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис.
- Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие.
II.Сообщение темы и цели урока.
Да, сегодня мы поговорим о том, какие обряды русского застолья существовали, как и чем питались наши предки, какие правила соблюдались при приеме пищи. Для этого перелистаем страницы устного журнала.
1.Словарная работа.
Слово застолье в словаре обозначено как – праздничный стол, угощение, еда. А любая трапеза предполагает и определенные правила поведения человека.
Что такое этикет? Этикет – это слово французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет».
2.Сообщение студентов.
а) Я хочу сказать, что со временем правила хорошего поведения изменялись, но многие неизменны с глубокой древности. С Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Столовые приборы были в почете уже у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось очень большим достоинством, важным элементом культуры поведения.
б) В книге для юношества «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с ножом и вилкой, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомым. «Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже».
Похожие статьи:
Мониторинг динамики уровня качества знаний и умений по английскому языку
учащихся пятого класса
Анализ результатов теста в ЭГ и КГ на констатирующем этапе представлен в Т. 2.4: Таблица 2.4. Распределение учащихся ЭГ и КГ по уровням владения английским вокабуляром на начало учебного года Уровни ЭГ КГ Кол-во % Кол-во % Высокий 1 8,3 1 8,3 Средний 5 41,7 4 33,4 Допустимый 5 41,7 6 50 Низкий 1 8,3 1 8,3 Средний балл 3,5 3,4 Качественная успеваемость (%) 50 41,7 По результатам проведенного теста ...
Место формирования представления о программном обеспечении ЭВМ в изучении школьного
курса информатики
Одна из важнейших задач курса информатики — познакомить учащихся с основными областями применения ЭВМ, сформировать представления о вычислительной технике как средстве повышения эффективности деятельности человека. Конечно, эта задача должна пронизывать все содержание курса, каждый урок по этому предмету. Однако при отсутствии в школе кабинетов вычислительной техники особая роль здесь принадлежит ...