Конспект урока по народоведению по теме «русское застолье»

Страница 3

Во второй перемене подавались тоже пикантные блюда: лосиные губы, разварные лапы медведя, вареная рысь.

Затем шли жареные в меду и масле кукушки, налимьи молоки, свежая печень палтуса.

Как салаты здесь подавались соленые персики и очень редкие тогда ананасы в уксусе.

б) Наше внимание привлекает пасхальный стол князя Репнина. На середине огромного стола лежал целый ягненок. Это блюдо по польскому этикету, могли есть только дамы, высшие светские и духовные лица. Затем стояли четыре больших кабана – соответственно четырем временам года. Внутри каждого кабана были колбасы, куски ветчины и поросят, 12 оленей с засолочными рогами, зажаренные тоже целиком и начиненные дичью, изображали 12 месяцев года; иногда вперемежку с оленьими лежали и зубры, убитые в Белоловежской пуще. Вокруг этих чудес кулинарного искусства было 365 куличей, затем пироги и лепешки, украшенные сушеными в сахаре фруктами, 4 больших стопы с вином изображали тоже 4 времени года; 12 серебряных больших кубков с вином изображали 12 месяцев в году, 52 маленьких бочонка, наполненные испанским вином и итальянским, соответствовали 52-м неделям в году, 365 бутылок с венгерским вином означали число дней в году. Для прислуг ставилось 8760 кварт меду, соответственно числу часов в году.

Это не они одни вели такое роскошное застолье. Были и другие люди.

Застолье, традиции застолья описывали в своих стихах – поэты, в художественных произведениях – писатели. Давайте послушаем.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им точки синие,

То за трапезой сидит в золотом венце

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре и князья.

По бокам его все опричники.

И пирует царь во славу Божию,

В честь победы своей над Казанию.

(по М.Лермонтову)

История застолий рассказывает и о старинных свадьбах, где люди готовились к свадебному столу.

Что же готовилось к свадебному столу? Необходимую принадлежность свадебного пира уже в стародавние времена составляла каша – овсяная, пшенная, ячменная. Во Воскресной летописи XIII века само слово «каша» употреблялось в значении свадебного пира: Александр Невский женился в 1239 году в г.Торопце, он праздновал там кашу. Кроме каши, пекли по обычаю свадебные караваи.

А вот в доме Золотухино Галичского уезда сама подача каши на свадебный стол сопровождалась интересным ритуалом: во время пира кухарка входит и заявляет матери невесты: «Каша жжется, в руки не дается!» Сваха дает ей полотенце, которое оставляет в пользу стряпухи. Кухарка зовет пирующих «тащить кашу», они протягивают от кухни к столу полотно, берутся за него и поют «Дубинушку». Наконец, «вытащили», и каша идет по столам. Еще одним свадебным кушаньем костромичей был пирог – «разгоняй», выносился он в конце пира на подносе над головой стряпухи с молитвой «Тебе Бога хвалим!»

Шуточная песня:

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю

Как проклятый чай варить.

Взял тогда, налил водички

Всыпал чай я весь в горшок

И приправы, перцу, луку,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал.

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он важно озверел,

И отправив на конюшню

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивился

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

Своими роскошными обедами отмечались сын графа Валентина Мусина – Пушкина. Он был первый по роскоши в то время в столице; известный чудак Прокопий Анкинфиевич Демидов, генеральша Разина, тамбовский помещик Рохманов.

Русь населяли и народы других национальностей. К теме о еде обращались и художники. Это живописные натюрмористы Мелендез, Машкова «Хлебы – наша матушка Россия, ты моя родная, хлебная, оркестровая, органная, хоровая …»

Это иллюстрации к «Капитанской дочке» - застолье Пугачева с соратниками, поющими его любимую, полную мрачных предчувствий песню: «Я за то, тебя, детинушка, пожалую среди поля хоромами высокими, что двумя ли столбиками с перекладиной».

В эпоху средневековья вещи осмысливались как знак, символ Божественного слова. Чаша, виноград, хлеб – таинство причастия.

Изображение рыбы – знак Христа. Внимательно вглядываясь в изысканные или аппетитные «завтраки», нельзя не заметить, как много в них разрезанного, расчлененного, как много фруктов, как любили изображать окорок.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Экологическое воспитание как актуальное направление дошкольной педагогики
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, фо ...

Особенности возраста младшего подростка
Период развития ребенка 10-13 лет принято считать младшим подростковым возрастом. Именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное психофизическое развитие ребенка и перестройка его социальной активности. Мощные сдвиги, которые происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Поэтому данный возраст богат драматическими пережива ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru