Конспект урока по народоведению по теме «русское застолье»

Страница 3

Во второй перемене подавались тоже пикантные блюда: лосиные губы, разварные лапы медведя, вареная рысь.

Затем шли жареные в меду и масле кукушки, налимьи молоки, свежая печень палтуса.

Как салаты здесь подавались соленые персики и очень редкие тогда ананасы в уксусе.

б) Наше внимание привлекает пасхальный стол князя Репнина. На середине огромного стола лежал целый ягненок. Это блюдо по польскому этикету, могли есть только дамы, высшие светские и духовные лица. Затем стояли четыре больших кабана – соответственно четырем временам года. Внутри каждого кабана были колбасы, куски ветчины и поросят, 12 оленей с засолочными рогами, зажаренные тоже целиком и начиненные дичью, изображали 12 месяцев года; иногда вперемежку с оленьими лежали и зубры, убитые в Белоловежской пуще. Вокруг этих чудес кулинарного искусства было 365 куличей, затем пироги и лепешки, украшенные сушеными в сахаре фруктами, 4 больших стопы с вином изображали тоже 4 времени года; 12 серебряных больших кубков с вином изображали 12 месяцев в году, 52 маленьких бочонка, наполненные испанским вином и итальянским, соответствовали 52-м неделям в году, 365 бутылок с венгерским вином означали число дней в году. Для прислуг ставилось 8760 кварт меду, соответственно числу часов в году.

Это не они одни вели такое роскошное застолье. Были и другие люди.

Застолье, традиции застолья описывали в своих стихах – поэты, в художественных произведениях – писатели. Давайте послушаем.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им точки синие,

То за трапезой сидит в золотом венце

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре и князья.

По бокам его все опричники.

И пирует царь во славу Божию,

В честь победы своей над Казанию.

(по М.Лермонтову)

История застолий рассказывает и о старинных свадьбах, где люди готовились к свадебному столу.

Что же готовилось к свадебному столу? Необходимую принадлежность свадебного пира уже в стародавние времена составляла каша – овсяная, пшенная, ячменная. Во Воскресной летописи XIII века само слово «каша» употреблялось в значении свадебного пира: Александр Невский женился в 1239 году в г.Торопце, он праздновал там кашу. Кроме каши, пекли по обычаю свадебные караваи.

А вот в доме Золотухино Галичского уезда сама подача каши на свадебный стол сопровождалась интересным ритуалом: во время пира кухарка входит и заявляет матери невесты: «Каша жжется, в руки не дается!» Сваха дает ей полотенце, которое оставляет в пользу стряпухи. Кухарка зовет пирующих «тащить кашу», они протягивают от кухни к столу полотно, берутся за него и поют «Дубинушку». Наконец, «вытащили», и каша идет по столам. Еще одним свадебным кушаньем костромичей был пирог – «разгоняй», выносился он в конце пира на подносе над головой стряпухи с молитвой «Тебе Бога хвалим!»

Шуточная песня:

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю

Как проклятый чай варить.

Взял тогда, налил водички

Всыпал чай я весь в горшок

И приправы, перцу, луку,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал.

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он важно озверел,

И отправив на конюшню

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивился

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

Своими роскошными обедами отмечались сын графа Валентина Мусина – Пушкина. Он был первый по роскоши в то время в столице; известный чудак Прокопий Анкинфиевич Демидов, генеральша Разина, тамбовский помещик Рохманов.

Русь населяли и народы других национальностей. К теме о еде обращались и художники. Это живописные натюрмористы Мелендез, Машкова «Хлебы – наша матушка Россия, ты моя родная, хлебная, оркестровая, органная, хоровая …»

Это иллюстрации к «Капитанской дочке» - застолье Пугачева с соратниками, поющими его любимую, полную мрачных предчувствий песню: «Я за то, тебя, детинушка, пожалую среди поля хоромами высокими, что двумя ли столбиками с перекладиной».

В эпоху средневековья вещи осмысливались как знак, символ Божественного слова. Чаша, виноград, хлеб – таинство причастия.

Изображение рыбы – знак Христа. Внимательно вглядываясь в изысканные или аппетитные «завтраки», нельзя не заметить, как много в них разрезанного, расчлененного, как много фруктов, как любили изображать окорок.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Сущность понятий "речь", "развитие речи"
В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия "речь": "Речь - 1. Способность говорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор, беседа.5. Публичное выступление" . Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение "развитие": "Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более соверше ...

Функции педагогической деятельности и требования к личности педагога, вытекающие из них
Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: · адаптивную; · гуманистическую («человекообразующую»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая– с развитием его личности и творческой индивид ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru