Анализ результатов эмпирического исследования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Новая педагогика » Формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей посредством тренинговых занятий » Анализ результатов эмпирического исследования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Страница 3

Анализ результатов диагностики позволил установить характер преобладающих у студентов, входящих в состав контрольной группы, ценностных ориентаций.

К наиболее значимым терминальным ценностям следует отнести: здоровье (1-ый ранг), наличие хороших и верных друзей (2-ой ранг), счастливая семейная жизнь (3-ий ранг), уверенность в себе (4-ый ранг), материально обеспеченная жизнь (5-ый ранг). Среди наименее значимых терминальных ценностей студентами были отмечены такие как: развлечение (14-ый ранг), развитие, т.е. работа над собой (15-ый ранг), творчество (16-ый ранг), счастье других (17-ый ранг), красота природы и искусства (18-ый ранг).

Таким образом, среди значимых ценностей-целей в данной группе преобладают такие ценности, которые также следует относить к категории индивидуально-личностных. Кроме того, выбор ценностей (как наиболее значимых, так и наименее значимых для испытуемых) в двух группах является идентичным по большинству параметров, за исключением отношений к проблеме развития себя, работы над собой (Приложение 6 А).

К наиболее значимым инструментальным ценностям следует отнести: воспитанность (1-ый ранг), аккуратность, чистоплотность (2-ой ранг), жизнерадостность (3-ий ранг), ответственность (4-ый ранг), честность, правдивость (5-ый ранг). Среди наименее значимых инструментальных ценностей студентами были обозначены следующие: независимость (14-ый ранг), самоконтроль (15-ый ранг), широта взглядов (16-ый ранг), высокие запросы (17-ый ранг), непримиримость к недостаткам в себе и других (18-ый ранг).

Таким образом, среди наиболее значимых ценностей – средств, в данной группе преобладают те, которые относятся к категории ценностей общения и ценностей дела. Выбор наименее значимых инструментальных ценностей также выявляет некоторую несогласованность с требованиями, предъявляемыми к качествам личности педагога.

Вместе с тем, особенностью контрольной группы является согласованность целевых ориентиров при некоторой разобщенности средств их достижения, о чем свидетельствуют средние баллы, полученные по отдельным видам ценностей (минимальный показатель 2,2 балла по параметру «терминальные ценности» и 4,85 балла - по параметру «инструментальные ценности»).

В целом, результаты диагностики с использованием методики М. Рокича «Ценностные ориентации» позволил установить, что для студентов, входящих в состав контрольной и экспериментальной групп характерны общие ценностные ориентиры, как в части выбора жизненных целей, так и средств их достижения. Вместе с тем, в разряд доминирующих ценностей, студентами двух групп не были включены те, которые имеют непосредственное значение для профессионального становления и дальнейшей реализации в профессии, в частности - активная жизнь, познание себя, уверенность в себе, творчество и др. В качестве значимых средств достижения цели, частью студентов также не рассматриваются возможности использования самоконтроля, настойчивость в достижении цели (твердая воля), ответственность и обширные знания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатели сформированности аффективного компонента ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей выражены на достаточно низком уровне и нуждаются в развитии.

Результаты диагностики уровня профессиональной направленности студентов (УПН) студентов 2 «а» группы (на основе методики Т.Д. Дубовицкой, ноябрь 2007г)

Таблица 3.

Уровни профессиональной

направленности

Количество студентов

% от общего количества

Низкий уровень

1 чел.

5%

Средний уровень

10 чел.

50%

Высокий уровень

9 чел.

45%

Анализ результатов диагностики позволил установить, что для студентов экспериментальной группы характерны высокие и средние показатели сформированности уровня профессиональной направленности (соответственно 45% и 50% от общего количества опрошенных). Лишь для 5% от общего количества опрошенных студентов характерны низкие результаты по показателю УПН. При этом качественный анализ ответов студентов, обучающихся по специальности – преподавание в начальных классах - позволил выявить ряд проблем и противоречий, связанных с предметом исследования. Так, наименьший средний балл, в представленной выборке, был получен при ответах на следующие суждения:

- в мире существует много других профессий, которые нравятся мне значительно больше, чем моя будущая профессия (средний балл составил 0,4);

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Основные формы педагогической профориентации, применяемые на практике в российских и французских школах.
При написании данной работы произведен анализ официальной документации Министерства образования Франции, согласно которой с 1996 г. в стране взят курс на утверждение концепции "воспитания ориентации" (éducation à l'orientation). Данная программа определяет необходимость формирования у молодежи культуры профессионального самоопределения и преследует следующие цели: - ознако ...

Роль и место дидактического обеспечения в курсе фриволите для 10 класса
Внеучебная работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Факультативные занятия дают преподавателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности учащихся в той или иной области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству. При организации внеучебной работы преподаватель должен ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru