Психолого-педагогические основы домашней работы как формы организации внеурочной деятельности

Новая педагогика » Домашняя работа как форма организации внеурочной деятельности » Психолого-педагогические основы домашней работы как формы организации внеурочной деятельности

Страница 1

Теория и практика учебной деятельности создавалась Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым как способ исследования возрастных возможностей школьников. В постсоветские времена из исследовательского способа эта образовательная система превратилась в социальную практику, а эта практика предъявила к изыскателям учебной деятельности как формы развития школьников новые, неакадемические требования. В первую очередь речь идет о методической оснастке учебной деятельности - о создании учебников для школьников, пособий для их педагогов и о разработке системы подготовки педагогов для работы по новым учебникам.

Методическое обеспечение учебной деятельности в начальной школе возникло быстро, потому как к моменту социального признания и общественной востребованности системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова для ее авторов были ясны логико-психологические основания новой дидактики и методологии начальной школы. К сожалению, этого же невозможно сказать о средней школе: учебная деятельность в подростковом возрасте изучена неудовлетворительно, в частности, не описаны возрастные возможности и границы развития теоретического сознания (новообразования учебной деятельности) от школьного детства к юности. Последующая общественная участь системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова значительно зависит от того, как в ней будет решен вопрос о переходе от начальной к средней школе. Для решения этого вопроса нужно составить представление о границах актуального и ближайшего развития новообразований учебной деятельности у детей, оканчивающих начальную школу. Прагматический смысл этого вопроса внятен: проектирование образования в дальнейшем возрасте должно опираться на достижения предыдущего. Неясным может показаться исследовательский смысл постановки этого вопроса, изученного, казалось бы, значительно основательней, чем уйма иных аспектов развития школьников.

В самом деле, для чего снова и снова к нему возвращаться? Ведь сегодня существует, по крайней мере, несколько сотен исследований , подтверждающих основную догадку В.В. Давыдова о том, что душевными новообразованиями учебной деятельности являются: а) рефлексия, обзор и проектирование как основные способности теоретического сознания, б) знание учиться как итог освоения детьми самой формы коллективно-распределенной учебной деятельности. Показано так же, как должна строиться учебная деятельность, чтобы стать формой развития этих способностей. Что же вынуждает меня возвращаться к, казалось бы, решенному вопросу о развивающих результатах учебной деятельности? Неимение возрастной специфичности в результатах, достоверность которых у меня не вызывает сомнений. Возьмем, к примеру, особенно подтвержденное заявление: учебная деятельность является формой рефлексивного развития . Оно идентично объективно и для младших школьников, и для взрослых. В наших умениях об учебной деятельности нужно различить а) общевозрастное и б) особенное для всякого возраста.

Усилиями группы психологов и педагогов, разрабатывавших идеи Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова на протяжении 30 лет, удалось в первом приближении ответить на вопрос, поставленный в начале 60 г.г. - каковы возрастные возможности младших школьников, невостребованные обычной системой школьного образования, а, следственно, не развиваемые планомерно, у большинства детей. Но пока что не существует результата на вопрос о том, каковы возрастные ограничения младших школьников. Из-за того, что данный вопрос даже не был поставлен, некоторые особенно усердные поклонники учебной деятельности тяготятся сформировать у 10-летних детей развитые формы теоретического сознания (и страдают, терпя неминуемые неудачи). А некоторые особенно усердные ненавистники, не обнаруживая у 10-летних школьников, обучавшихся по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, высших проявлений учебной автономности, извещают о несостоятельности этой системы.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Методика изучения геометрических величин. Теория измерения длин отрезков
Измерение геометрических величин (длины, площади, объема) изучается в школьном курсе дважды, на двух различных уровнях. На первом, экспериментальном, уровне в начальных классах учатся измерять длины отрезков, площади простейших плоских фигур и объёмы простейших пространственных тел.На этом уровне не дается определений длины, площади и объема. Цель состоит в том, чтобы создать у учащихся ясные инт ...

Использование активных методов и форм
В учебно-воспитательном процессе по биологии используются следующие активные формы и методы: работа в малых группах, и дискуссии, турниры, диспуты, дебаты, «мини-уроки», мозговой штурм, деловые и имитационные игры. Рассмотрим использование интерактивного методов и приемов на примере фрагмента урока по теме «Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц»(7 класс). На этапе опроса домашнего зада ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru