Психолого-педагогические основы домашней работы как формы организации внеурочной деятельности

Новая педагогика » Домашняя работа как форма организации внеурочной деятельности » Психолого-педагогические основы домашней работы как формы организации внеурочной деятельности

Страница 1

Теория и практика учебной деятельности создавалась Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым как способ исследования возрастных возможностей школьников. В постсоветские времена из исследовательского способа эта образовательная система превратилась в социальную практику, а эта практика предъявила к изыскателям учебной деятельности как формы развития школьников новые, неакадемические требования. В первую очередь речь идет о методической оснастке учебной деятельности - о создании учебников для школьников, пособий для их педагогов и о разработке системы подготовки педагогов для работы по новым учебникам.

Методическое обеспечение учебной деятельности в начальной школе возникло быстро, потому как к моменту социального признания и общественной востребованности системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова для ее авторов были ясны логико-психологические основания новой дидактики и методологии начальной школы. К сожалению, этого же невозможно сказать о средней школе: учебная деятельность в подростковом возрасте изучена неудовлетворительно, в частности, не описаны возрастные возможности и границы развития теоретического сознания (новообразования учебной деятельности) от школьного детства к юности. Последующая общественная участь системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова значительно зависит от того, как в ней будет решен вопрос о переходе от начальной к средней школе. Для решения этого вопроса нужно составить представление о границах актуального и ближайшего развития новообразований учебной деятельности у детей, оканчивающих начальную школу. Прагматический смысл этого вопроса внятен: проектирование образования в дальнейшем возрасте должно опираться на достижения предыдущего. Неясным может показаться исследовательский смысл постановки этого вопроса, изученного, казалось бы, значительно основательней, чем уйма иных аспектов развития школьников.

В самом деле, для чего снова и снова к нему возвращаться? Ведь сегодня существует, по крайней мере, несколько сотен исследований , подтверждающих основную догадку В.В. Давыдова о том, что душевными новообразованиями учебной деятельности являются: а) рефлексия, обзор и проектирование как основные способности теоретического сознания, б) знание учиться как итог освоения детьми самой формы коллективно-распределенной учебной деятельности. Показано так же, как должна строиться учебная деятельность, чтобы стать формой развития этих способностей. Что же вынуждает меня возвращаться к, казалось бы, решенному вопросу о развивающих результатах учебной деятельности? Неимение возрастной специфичности в результатах, достоверность которых у меня не вызывает сомнений. Возьмем, к примеру, особенно подтвержденное заявление: учебная деятельность является формой рефлексивного развития . Оно идентично объективно и для младших школьников, и для взрослых. В наших умениях об учебной деятельности нужно различить а) общевозрастное и б) особенное для всякого возраста.

Усилиями группы психологов и педагогов, разрабатывавших идеи Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова на протяжении 30 лет, удалось в первом приближении ответить на вопрос, поставленный в начале 60 г.г. - каковы возрастные возможности младших школьников, невостребованные обычной системой школьного образования, а, следственно, не развиваемые планомерно, у большинства детей. Но пока что не существует результата на вопрос о том, каковы возрастные ограничения младших школьников. Из-за того, что данный вопрос даже не был поставлен, некоторые особенно усердные поклонники учебной деятельности тяготятся сформировать у 10-летних детей развитые формы теоретического сознания (и страдают, терпя неминуемые неудачи). А некоторые особенно усердные ненавистники, не обнаруживая у 10-летних школьников, обучавшихся по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, высших проявлений учебной автономности, извещают о несостоятельности этой системы.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы
Цели: 1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя. 2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали. 3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей. Тип урока: урок-размышление. Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием. Межпредметные связи: эстетика, тема: «Жи ...

Темперамент и проблемы воспитания
Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, правильно представлять себе, в частности, свойства темперамента. При кратковремен­ном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динами­ческой стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru