Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Страница 3

У большинства правонарушителей процесс деформации личности выявляется в возрасте 13-14 лет Бабахинайте Г.П. (1976). По мнению Л.И. Божович, Л.С. Славиной, (1976) нравственная направленность личности закладывается задолго до юношеского возраста. Панкратов В.В. (1983) утверждает, что в возрасте 11-13 лет подросток способен формировать правильные суждения, в 14-17 лет у него появляются стойкие убеждения, в 18-20 лет формируется мировоззрение.

В понимании возраста большинство отечественных ученых руководствуются психологической теорией деятельности, основы которой заложены С.Л.Рубинштейном, Л.С.Выготским. Его последователи (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Н.Ф.Талызина) разработали деятельностный подход, в рамках которого главная роль в развитии личности на определенном возрастном этапе отводится "ведущей деятельности". По мнению Д.Б.Эльконина "ведущей деятельностью" для подростков 10-15 лет является интимно-личностное общение. Д.И.Фельдштейн к ведущей деятельности подросткового возраста относит активную общественно-полезную деятельность (трудовую, спортивную и т.д.). В связи с этим, при организации процесса коррекции девиантного поведения подростков, необходим учет ведущей деятельности на возрастном этапе ребенка. (Концепция)

Основными институтами социализации и воспитания ребенка традиционно считаются: семья, школа, коллектив сверстников, разновозрастные коллективы, детские объединения, среда, средства массовой информации, некоторые авторы отмечают религиозные организации. Во всех концепциях развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, псих личн и др.) семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростков.

Как утверждал И.Песталоцци, в семейных отношениях заложены истоки нравственного воспитания. В зависимости от характера семейного общения и стиля отношений, имеющегося воспитательного потенциала семьи (структуры, образовательно-культурного уровня, социально-бытовых условий), психологического микроклимата формируются мировоззрение, установки, ценностные ориентации детей. По мнению авторов А.Д.Гонеева, М Раттер, типы семейных отношений (демократический, авторитарный, либеральный, педагогически несостоятельный, педагогически-пассивный, антипедагогический) формируют особенности самоотношения подростков.

Таким образом, можно утверждать, что роль семьи в развитии личности является решающей. Характер семейного общения и стиль отношений (бесконфликтные, конфликтные, согласованные, несогласованные), типы воспитания (гипопротекция, гиперпротекция, эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание) независимо от желания ребенка, влияют на дальнейшие его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, определяют характер развития интересов, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций (Л.С.Алексеева, Б.Н.Алмазов, Г. П. Бочкарева).

Система образования традиционно выделяется как второй (после семьи) ведущий институт социализации [Степанов]. В последнее время, о чем свидетельствуют научные исследования, снижается социальная роль и референтная значимость школы в развитии и формировании личности ребенка. Статистические данные информируют, что более 40% учащихся с девиантным поведением относятся к учебе равнодушно, 20% учащихся - с неохотой, свыше 15% подростков – отрицательно.

В связи с психологическими и индивидуальными особенностями школьника, недостаточным уровнем умственного развития и знаний, психологическим дискомфортом в отношениях, недостатками общедидактического плана, личностными особенностями педагога могут возникать конфликты с педагогами, сверстниками, родителями, самим собой. В дальнейшем конфликтные отношения перерастают в отчуждение от школы, пропуски занятий, замыкание ребенка в себе, появление педагогической запущенности. В этой ситуации возникает необходимость оказания специальной коррекционно-педагогической помощи данным детям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях
Учреждения дополнительного образования объективно более приспособлены для реализации педагогической поддержки, чем школа. Это связано, прежде всего, с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия детей и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, демократические стили общения и т.д.), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическим коллективам т ...

Анализ основного периода
Основной период - это выполнение поставленных перед сменой задач. Мной были поставлены следующие задачи: выполнение программы досуг, активный и познавательный отдых. формирование временного коллектива; психологический климат в отряде; В первой половине основного периода (5--11-й дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Для выполнения этой задачи на пл ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru