Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Страница 6

В работе болгарских исследователей [Н.Владинска и Н.Петрова (1993)] с асоциальными подростками представлен подход, базирующийся на трех типах взаимодействия. К ним авторы отнесли: взаимодействие между этапом асоциального поведения и социальной деятельностью; между социальной помощью и центрами, осуществляющими помощь; между элементами коррекционно-воспитательной деятельности как видом социальной помощи.

На каждом этапе модель деятельности предлагает определенную реакцию со стороны общества в форме оказания помощи или наложения санкций. Кроме организации и проведения социально-педагогической деятельности с подростками "группы риска" в условиях образовательных учреждений, реабилитационных центров, спортивных клубов и других организаций, в нормативных документах и концептуальных положениях государственной политики выделяют понятия общей и специальной профилактики.

Таким образом, коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков представляет собой сложный социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур, действий, направленных на регуляцию мотивационно-ценностного потенциала личности. Регуляция мотивации, установок, поведения и ценностных ориентаций трудного подростка и последующая коррекция личностных качеств происходит за счет мобилизации усилий участников педагогического процесса.

Существенную роль в мобилизации усилий играют волевые качества человека, которые особенно успешно развиваются в процессе физкультурно-спортивной деятельности подростка. Волевые качества позволяют личности сконцентрировать внутреннюю энергию, проявить активность при любых, даже неблагоприятных условиях. Благодаря волевым усилиям подростка коррекция личностных свойств, поступков приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией, самоанализом, самосознанием.

В результате проведенного анализа научной и специальной литературы можно утверждать, что в отечественной педагогике немало сделано для рассмотрения теоретической сущности явления девиантного поведения, определения научных подходов к классификации причин и форм его появления, разработки содержательного обеспечения, методов, технологий, применяемых в коррекции поведения с отклонениями. Имеется и используется накопленный педагогами позитивный практический опыт в деле перевоспитания таких несовершеннолетних (М.А.Алемаскин, П.П.Блонский, Л.М.Зюбин, А.И.Кочетов, А.С.Макаренко, И.А.Невский, В.А.Сухомлинский, В.Н.Сорока-Росинский). Общеотеоретические основы, концептуальные для решения проблемы содержатся в трудах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе (мотивация деятельности и поведения); Э.Н.Вайнера, М.Я.Виленского, Г.К.Зайцева, В.Н.Ирхина, Э.М.Казина, Г.А.Калачева, В.В.Колбанова, Г.А.Кураева, А.Г.Щедриной (теоретико-методологические основы приобщения человека к ЗОЖ); Н.П.Абаскаловой, Л.Г. Татарниковой (аспекты формирования ЗОЖ школьников).

Некоторыми авторами процесс дезадаптации рассматривался, как непатологический процесс, обусловленный особенностями приспособлений к другим условиям жизни (Дичев Т.Г., Тарасов К.Е., 1976 у Кудрявцева); как расстройства при акцентуациях характера (Личко А.Е., 1977, Каган В.Е., 1984).

В работах М.А.Алемаскина, И.П. Башкатова, В.Г.Бочаровой, Л.М.Зюбина, Л.И.Кочетова, И.А.Невского [Селиванов] исследовались причины возникновения педагогической запущенности трудновоспитуемых несовершеннолетних, разрабатывалась классификация форм проявления отклоняющегося поведения в зависимости от уровней запущенности. Имеющиеся результаты, несомненно, создают определенные позитивные предпосылки для дальнейших поисков возможных эффективных средств, методов, технологий воспитания и перевоспитания детей и подростков с девиантным поведением.(Заключение)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Требования к знаниям и грамматическим навыкам учащихся в устной речи
Все требования к учащимся в средней школе и на раннем этапе обучения направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям мировой культуры. При обучении иностранному яз ...

Цель, задачи и содержание формирующего эксперимента
С целью совершенствования и развития качеств слухового и зрительного внимания, была предпринята попытка определения содержания системы коррекции нарушения внимания, для повышения эффективности логопедической работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: Анализ методической литературы с целью отбора игр и упр ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru