Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Страница 1

Создавая необходимые условия для развития личности в рамках учебно-воспитательного процесса, педагогам нередко приходится взаимодействовать с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении различной этиологии. В научной литературе данную категорию учащихся, принято называть: трудными, неблагополучными, асоциальными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся поведением,

Параметры отклоняющегося поведения, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно. Одни исследователи под девиантным поведением понимают систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы психического здоровья, права, культуры или морали [И.С.Кон, с.237]. По утверждению Ю.А.Клейберга девиантами становятся те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе – семье.

Проблема отклоняющегося поведения как самостоятельная область научного знания начинала складываться в социологических и криминологических трудах зарубежных ученых. Следует обратить внимание на работы авторов: Ч.Беккариа, М.Вебер, Э.Дюркгейм, О.Конт, Р.Мертон, Р.Миллз, Т.Парсонс, Н.Смелзер, Г.Тард, Э.Ферри, Э.Фромм.

Из отечественных ученых, изучавших проблемы отклоняющегося поведения, можно назвать: А.А.Александрова, Б.С.Братуся, Л.И.Божович, С.А.Беличеву, Л.С.Выготского, М.Г.Гернета, Я.И.Гилинского, А.А.Габиани, С.И.Голода, В.П.Кащенко, И.С.Кона, В.Н.Кудрявцева, Ю.А.Клейберга, В.Т.Лисовского, А.С.Макаренко, А.А.Реана, Е.В.Руденского, А.С.Свядоща, В.Г.Степанова, А.С.Шацкого, Д.И.Фельдштейна, М.Г.Ярошевского и других.

Исследователи отмечают, что источником девиантных отклонений является конфликт между бессознательным влечением, образующим структуру "Оно" и социальными ограничениями естественной активности ребенка, образующими структуру "Я" и "сверх-Я". Девиация как форма поведения, подчеркивают ученые, находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, детерминирующего, направляющего и обеспечивающего реализацию отклоняющегося поведения.

Среди работ в связи с изучением отклоняющегося поведения детей и подростков, следует отметить работы по исследованию проблем саморегуляции. Исследователи рассматривают девиации в поведении, как рассогласование между собственными чувствами ребенка и смыслом жизни в условиях воспитания. Возможная коррекция отклонений происходит в результате создания благоприятного контакта педагога с ребенком, без традиционной дидактической дивергенции (расхождения) позиций (П.Роблок, 1973). (Концепция).

Социально-психологический аспект обсуждаемой проблемы обсуждается в работах С.А.Бадмаева, С.А.Беличевой. В зависимости от природы, характера, степени дезадаптации Беличева С.А. выделяет три уровня дезадаптации: патогенная (патологии психического развития, нервно-психических заболеваний), психосоциальная (связана с половозрастными, индивидуальными психологическими особенностями) и социальная (нарушения норм морали и права, социальные формы поведения) дезадаптации.

Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения рассматривается в работах М.А.Алемаскина, А.С.Белкина, Л.М.Зюбина, А.И.Кочетова. Исследователи обсуждают проблему с точки зрения возрастного периода и общественной активности школьников, выделяют группы детей: трудновоспитуемые, педагогически запущенные подростки, подростки–правонарушители, несовершеннолетние преступники. В зависимости от принадлежности к той или иной группе, изменяется методика коррекционной работы с данными детьми. (Концепция)

В большинстве случаев, как отмечают исследователи проблемы, фактором, способствующим возникновению и развитию отклоняющегося поведения, является сочетание причин различного характера, что затрудняет выбор форм и методов коррекционно-воспитательной работы, требует совместных усилий различных специалистов. Девиации в поведении имеют внутренний механизм, цель, мотив, которые обусловлены психобиологическим, возрастными особенностями личности, социальным опытом, общим развитием ( с.274- Н.М.Трофимова)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Основные аспекты профильного обучения
В соответствии с Концепцией развития РК до 2015 года, одобренной Правительством РК 24.0204, Государственной программой развития образования РК на 2005-2010 годы, утвержденной Президентом РК от 11 октября 2004 года № 1459, на 3 ступени – среднее общее образование, предусматривается профильное обучение, продолжительность 2 года, 11-12 классы, ставится задача создания "системы специализированно ...

Песенный материал для расширения лексического запаса учащихся
Формирование лексического навыка предполагает овладение обучаемым правилами соотнесения конкретной лексической единицы с другими лексическими единицами в лексической группе, овладение навыками выбора и употребления лексики, а также смысловым восприятием лексической единицы в тексте. На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запоминают и воспроизводят готовые лексические конструкции, о ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru