Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Страница 4

Выстраивание целенаправленной, на протяжении длительного времени, работы с трудными детьми и подростками требует интеграции усилий многих специалистов: педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, администрации, родителей. Авторы [М.И.Рожков] подчеркивают, что коррекционная работа с трудными подростками должна строиться на стимулировании позитивного поведения ребенка и сведении к минимуму административно-взыскательных мер.(концепция)

В целом ряде исследований отмечается, что положительные эмоции повышают эффективность педагогического влияния на личность, а отрицательные психические состояния мешают выполнению требований педагога. Следовательно, в воспитательной деятельности важными являются учет психологических состояний обучающихся и выбор меры воздействия в соответствии с ними. В этом случае для педагога имеют значение индивидуальные, возрастные, психологические особенности воспитанника, ситуация в семье, школе, на улице, где проводит время ребенок.

Поведение учащегося, его успеваемость, взаимоотношения с учителем находятся в зависимости от индивидуального стиля преподавателя: автократический, авторитарный, демократический, либеральный, объединяющий [Б.А.Карпушин, ]. Использование педагогами авторитарного, либерального стилей часто приводит к конфликтам, пропускам занятий, снижению учебной мотивации, потере интереса к школе. Проведенные социологические исследования показывают, что 46% опрошенных учителей пользуются авторитарными методами и не скрывают этого. Соответственно, личность, сформированная в результате взаимодействия в авторитарном стиле, может иметь склонность к насилию и подчинению (Галкин С.А., 2006).

Большое влияние на формирование личности подростка оказывает группа сверстников, с которой он общается. От направленности группы, стиля ее общения зависит характер поведения ребенка, развитие потребностей, интересов. Сущность внешкольного группового общения - процесс взаимного обмена мыслями, эмоциями, нравственными идеалами, духовными ценностями между сверстниками.

В ходе изучения групп и группового общения исследователями (И.П.Башкатов, А.Д.Гонеев, Е.М.Данилин, И.С. Полонский, А.Е.Тарас) определены важные параметры группового общения педагогически запущенных подростков: объем групп; их возрастной, социальный состав; дана классификация (неорганизованные, относительно организованные, организованные, с устойчивой отрицательной направленностью).

Все приобретенные личностью социальные установки, нравственные идеалы, ценности в процессе социализации подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в конкретной группе, утверждает Андреева Г.М. В связи с чем, для подростка имеет большое значение, в каких группах осуществляется становление его личности и с кем он взаимодействует. Социально-психологические качества личности формируются в условиях совместной деятельности, общения с другими людьми. Вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Позитивную направленность личности, уровень ее развития определяют: умение сотрудничать, участвовать в принятии коллективного решения, соподчинять с другими свой стиль деятельности. Позиция группы со своей стороны также оказывает стимулирующее влияние на эффективность деятельности отдельной личности. (Концепция)

Коррекционно-воспитательная работа с группой подростков должна строиться на сочетании прямого и опосредованного косвенного воздействия, так как они могут оказывать сопротивление прямому воспитательному воздействию. Необходимо определить: направленность группы, структуру группового общения, деятельность группы, отношения с окружающим миром. Важно не только выяснить участие подростка в неформальном объединении, но и узнать какие потребности он реализует при этом [А.Д.Гонеев]. Затем намечается последовательность коррекционно-педагогической деятельности с группой общения подростка. (Концепция)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр Детского Творчества является структурным подразделением общей образовательной системы г. Серова. Его деятельность призвана решать вопросы развития творческой личности, эстетического воспитания, профориентации школьников. Сейчас Центр детского творчества – это 14 хоровых групп, в которых занимается около 500 детей от ...

Этапы обучения двигательным навыкам
В теории физического воспитания двигательное умение определяется, как степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. Двигательный навык - это степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано, и действия отличаются высокой надежнос ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru