Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Страница 5

Таким образом, категория детей и подростков, в работе и взаимоотношениях с которыми, учителю, воспитателю, тренеру приходится прилагать дополнительные усилия, нуждаются в специально организованной коррекционно-педагогической деятельности. Коррекционно-педагогическая деятельность составляет часть социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных подростков, диагностику причин, условий их отклонений в поведении, разработку общепедагогических, специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.(Заключение)

В интеллектуальной сфере у ребенка с девиантным поведением необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, представления о долге, любви, справедливости, самокритичности, ответственности за себя, гуманности [(М.И.Рожков, М.А.Ковальчук, И.В.Кузнецова]). Р.Бернс сформулировал основные принципы гуманизации взаимоотношений учителей и учащихся, которые предполагают активное участие школьников в решении вопросов выбора учебных целей, программы, оценки результатов своей учебы. Он отмечает, что эффективными являются системы обучения и воспитания, активизирующие личность ученика и способствующие быстрому включению его в учебную деятельность класса. Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с девиациями могут принимать участие в других видах внеурочной деятельности.

Особое значение имеет физкультурно-спортивная внеурочная деятельность, которая предоставляет детям и подросткам возможность удовлетворить свои интересы, реализовать потребности, проявить способности, оценить самого себя и других, попытаться установить оптимальные взаимоотношения со сверстниками и учителями. На наш взгляд, специально организованное воспитательное пространство создает возможные условия для выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.(Концепция)

Коррекционная направленность воспитательной деятельности трудных подростков, осуществляемая социально-педагогическими и психологическими средствами, заключается в разрушении мотивов, интересов, потребностей, поведенческих навыков отрицательной направленности. Благодаря этой деятельности происходит изменение ранее сложившихся стереотипов поведения, их переосмысление, переоценка и коррекция поведения личности в соответствии с принятыми в социальном обществе нормами, идеалами, ценностями. (Концепция)

Известный отечественный ученый-педагог В.П.Кащенко еще в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции, объединив их в две большие группы: педагогические и психотерапевтические. К педагогическим он отнес методы общественного влияния: а) коррекция активно-волевых дефектов; б) коррекция страхов; в) метод игнорирования; г) метод культуры здорового смеха; д) коррекция навязчивых мыслей и действий; е) коррекция бродяжничества; ж) самокоррекции. К специальным методам: а) коррекцию недостатков поведения детей; б) коррекция нервного характера; в) метод коррекции через труд; г) метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива. Формирование этих способов коррекционной деятельности должно являться одним из направлений профессиональной подготовки педагога вообще и педагога физической культуры в частности.(заключение)

Отечественные исследователи рекомендуют использование методов, влияющих на сознание, чувства, поведение трудных подростков. К ним можно отнести: метод разрушения отрицательных черт характера; метод перестройки мотивационной сферы и самосознания; метод перестройки жизненного опыта; метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

В 30-е годы XX века успешно развивалось социально-педагогическое направление коррекционно-реабилитационной работы с детьми и подростками, представленное педагогами [В.Н.Сорока-Росинский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий]. Важнейшим фактором коррекционно-реабилитационной работы выступает организованная воспитывающая среда. (Концепция)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Из истории возникновения факультативных занятий
Новая форма учебной работы - факультативные занятия - была введена постановлением от 10 ноября 1966 г. в целях углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, развития разносторонних интересов и способностей учащихся. Введение факультативных занятий по выбору учащихся явилось важным шагом в деле дальнейшего совершенствования системы всеобщего среднего образования. ...

Семья и ее социальные функции
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и же ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru