Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая проблема

Страница 5

Таким образом, категория детей и подростков, в работе и взаимоотношениях с которыми, учителю, воспитателю, тренеру приходится прилагать дополнительные усилия, нуждаются в специально организованной коррекционно-педагогической деятельности. Коррекционно-педагогическая деятельность составляет часть социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных подростков, диагностику причин, условий их отклонений в поведении, разработку общепедагогических, специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.(Заключение)

В интеллектуальной сфере у ребенка с девиантным поведением необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, представления о долге, любви, справедливости, самокритичности, ответственности за себя, гуманности [(М.И.Рожков, М.А.Ковальчук, И.В.Кузнецова]). Р.Бернс сформулировал основные принципы гуманизации взаимоотношений учителей и учащихся, которые предполагают активное участие школьников в решении вопросов выбора учебных целей, программы, оценки результатов своей учебы. Он отмечает, что эффективными являются системы обучения и воспитания, активизирующие личность ученика и способствующие быстрому включению его в учебную деятельность класса. Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с девиациями могут принимать участие в других видах внеурочной деятельности.

Особое значение имеет физкультурно-спортивная внеурочная деятельность, которая предоставляет детям и подросткам возможность удовлетворить свои интересы, реализовать потребности, проявить способности, оценить самого себя и других, попытаться установить оптимальные взаимоотношения со сверстниками и учителями. На наш взгляд, специально организованное воспитательное пространство создает возможные условия для выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.(Концепция)

Коррекционная направленность воспитательной деятельности трудных подростков, осуществляемая социально-педагогическими и психологическими средствами, заключается в разрушении мотивов, интересов, потребностей, поведенческих навыков отрицательной направленности. Благодаря этой деятельности происходит изменение ранее сложившихся стереотипов поведения, их переосмысление, переоценка и коррекция поведения личности в соответствии с принятыми в социальном обществе нормами, идеалами, ценностями. (Концепция)

Известный отечественный ученый-педагог В.П.Кащенко еще в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции, объединив их в две большие группы: педагогические и психотерапевтические. К педагогическим он отнес методы общественного влияния: а) коррекция активно-волевых дефектов; б) коррекция страхов; в) метод игнорирования; г) метод культуры здорового смеха; д) коррекция навязчивых мыслей и действий; е) коррекция бродяжничества; ж) самокоррекции. К специальным методам: а) коррекцию недостатков поведения детей; б) коррекция нервного характера; в) метод коррекции через труд; г) метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива. Формирование этих способов коррекционной деятельности должно являться одним из направлений профессиональной подготовки педагога вообще и педагога физической культуры в частности.(заключение)

Отечественные исследователи рекомендуют использование методов, влияющих на сознание, чувства, поведение трудных подростков. К ним можно отнести: метод разрушения отрицательных черт характера; метод перестройки мотивационной сферы и самосознания; метод перестройки жизненного опыта; метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

В 30-е годы XX века успешно развивалось социально-педагогическое направление коррекционно-реабилитационной работы с детьми и подростками, представленное педагогами [В.Н.Сорока-Росинский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий]. Важнейшим фактором коррекционно-реабилитационной работы выступает организованная воспитывающая среда. (Концепция)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Контрольный эксперимент и его анализ
После проведения экспериментальной работы по развитию творческого мышления через учебные действия, был проведен контрольный эксперимент, основной целью которого было выяснение, каким образом разработанные уроки на развитие творческого мышление через учебные действия оказали влияние на развитие данного процесса. Для исследования этого вопроса был проведен указанный ранее тест на исследование творч ...

Характеристика рефлексивной деятельности учителя
В педагогической деятельности рефлексия является таким же необходимым компонентом, как и в любой человеческой деятельности. Б.З.Вульфов и В.Н.Харькин формулируют следующим образом определения наиболее значимых для нас феноменов: «Если рефлексия – цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, недоумениями, трудностями, поиск вариантов ответа на происход ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru