Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Страница 2

Выделенные компоненты являются непротиворечивыми (эффект интегрального взаимодействия), относительно самостоятельными. Вместе с тем, отсутствие любого компонента может вызвать искажение процесса деятельности, неадекватность результата. Выделенные компоненты являются родовыми, все другие будут производными, имеют специфические целевые функции. Указанный состав компонентов готовности определяет возможность осуществления любого вида деятельности и в полном объеме.

Концепция компонентной структуры готовности подразумевает их устойчивую и закономерную взаимосвязь. Компоненты готовности находятся в такой универсальной взаимосвязи, что отчасти теряют самостоятельность и выступают как стороны единого целого. При потере самостоятельности они подчиняются общей цели функционирования системы готовности. Целостность готовности заложена в ее интегративных функциях (регуляция деятельности).

Представления сущности готовности будущего специалиста физической культуры к воспитательной деятельности и оснований системного подхода в ее структурировании, позволяют констатировать тот факт, что она является системным объектом, обладающим качествами сложной и функционирующей системы. Готовность специалиста физической культуры - социальна по происхождению, системна по строению и динамична по характеру развития компонентов и отношений между ними. Структурно-функциональный анализ готовности определил инвариантный состав ее компонентов: информационный, мотивационный, операциональный. Компоненты позволяют провести всесторонний анализ ее составляющих на основе обсуждения декомпозиционных значений каждого из компонентов.

Информационный компонент готовности характеризует знания, операциональный определяет способы деятельности (умения, навыки), мотивационный - потребности. Выделение этих компонентов осуществлено по функциональному критерию. Характерный состав компонентов для деятельности, будет очевидным и для профессиональной готовности педагога физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками.

В определении объекта измерения информационного компонента готовности (знаний), обозначим его границы, охватывающие четыре области человеческих знаний (обществознание, естествознание, технознание, человекознание). Следуя общетеоретическим представлениям, в пределах этих областей можно выделить методологические, общие и профессиональные знания [Л.А.Зеленов-2]. Поскольку в профессиональных знаниях проявляются общие и методологические, имеет смысл осуществлять оценку профессиональных знаний. Данный концептуальный подход является для нас ориентиром и в деятельности будущих специалистов с трудными подростками.

В качестве содержательного основания оценки информационного компонента готовности педагога физической культуры к воспитательной деятельности, на наш взгляд, можно определить блоки научных дисциплин: теория и методика физической культуры, педагогика, психология. Определим состав оцениваемых признаков. Из многих существующих признаков, характеризующих знания: полнота, глубина, конкретность, системность, прочность, объем, уровень, ряд авторов (Беспалько, Дмитриев основы) акцентируют внимание на показателях полноты и уровня знаний. Видимо, отмеченные признаки, являются достаточными и необходимыми. Относительным показателем полноты знаний будет их демонстрация по всему набору разработанных тестовых заданий в соответствии с указанными блоками научных знаний. Относительным показателем глубины знаний представляется демонстрация их по уровням – воспроизведения, оперирования, аналитико-синтетическом, творческом [В.П.Беспалько, К.Денек, В.Т.Чичикин ]. Оценив признаки полноты и уровня знаний, можно достаточно объективно охарактеризовать информационный компонент готовности будущего специалиста физической культуры.

Данный компонент отражает теоретическую готовность будущего специалиста, проявляющуюся в его представлениях о сущности, характере, содержании коррекционно-педагогической деятельности педагога физической культуры.

Мотивационный компонент деятельности принято обозначать как совокупность субъектных доминант деятельности. Данную совокупность мотивационных факторов мы разделили на три группы. К первой группе, связанной с источником побуждения (почему активен субъект деятельности), отнесем его потребности. Вторая группа факторов связана с выявлением причин выбора направленности активности, который определяют мотивы. Третья группа факторов связана с решением вопроса осуществления механизма этого процесса, которым являются ценностные ориентации в деятельности, установки. По всей видимости, потребности, мотивы и установки являются элементами первого уровня структуры мотивационного компонента готовности, другие будут производны от них.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским в ...

Работа с родителями
Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Психолого педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность. Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения являются: - повышение уровня педагогической культуры родителей; - посещение ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru