Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Страница 6

В настоящее время в соответствии с социальными условиями сохраняется реальная тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением (авторы). Проблема профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия, остаются в числе приоритетных направлений социальных институтов всех уровней (авторы).

Анализ научно-методических публикаций позволяет утверждать тот факт, что категория детей и подростков, в работе и взаимоотношениях с которыми, учителю, воспитателю, тренеру приходится прилагать дополнительные усилия, нуждаются в специально организованной коррекционно-педагогической деятельности. Такая деятельность составляет часть социально-педагогического процесса, который направлен на выявление детей и подростков с девиантным поведением, диагностику причин, условий их отклонений в поведении, разработку общепедагогических, специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков, по мнению исследователей обсуждаемой проблемы, представляет собой сложный социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур, действий, направленных на регуляцию мотивационно-ценностного потенциала личности. Регуляция мотивации, установок, поведения и ценностных ориентаций трудного подростка и последующая коррекция личностных качеств происходит за счет мобилизации усилий участников педагогического процесса.

Проведенный анализ научных и специальных публикаций позволяет утверждать, что в отечественной педагогике немало сделано для рассмотрения теоретической сущности явления девиантного поведения, определения научных подходов к классификации причин и форм его появления, разработки содержательного обеспечения, методов, технологий, применяемых в коррекции поведения с отклонениями. Имеется и используется накопленный педагогами позитивный практический опыт в деле перевоспитания таких несовершеннолетних.

Имеющиеся результаты, несомненно, создают определенные позитивные предпосылки для дальнейших поисков возможных эффективных средств, методов, технологий воспитания и перевоспитания детей и подростков с девиантным поведением. Вместе с тем, необходимо отметить, что воспитательному потенциалу образовательного процесса уделяется недостаточно внимания, притом, что его реализация призвана повысить эффективность решения задач воспитания.

Как отмечают исследователи, в настоящее время в системе образования, приобретают приоритетное значение общечеловеческие ценности, гуманистические начала в развитии личности, ориентация общественного развития на интересы человека. Личность человека в ее целостной и многомерной структуре является высшей ценностью образования.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на развитие личности, физическая культура занимает особое место. Эмоциональность и коллективный характер физкультурно-спортивной деятельности, разнообразие положительных мотивов, максимальная реализация творческих возможностей детей и подростков дают право рассматривать ее, как эффективное средство воспитания (В.В. Белорусова с.50, 1974, М.И. Станкин). В структуре потребностей трудных подростков занятия физическими упражнениями занимают ведущее место (А.С. Куц, Ц.И.Рожковский, Т.Н.Краснобаева, 1996; Г.П.Медведева, 1990; В.В.Коньков, 1991). В связи с этим, важно использовать физическую культуру и спорт для коррекции асоциального поведения подростков, вовлечения в сферу социально-полезной деятельности (Н.И Дурманов)

Проведенные научные исследования (В.И.Столяров, М.Е.Кутепов, М.А.Арвисто) подтвердили высокую результативность физической культуры как действенного средства формирования, развития и социологизации личности. Ее результативность проявляется в социальной адаптации, формировании нравственного поведения, здорового образа жизни девиантных подростков (В.В.Белорусова, П.А.Виноградов, М.Я.Виленский, В.Д.Гончаров, В.И.Жолдак, Зотов Ю.И., М.И.Станкин). Можно констатировать эффективные возможности физической культуры и спорта в коррекции девиаций несовершеннолетних.

Тем не менее, основываясь на мнении целого ряда ученых, выдающихся практиков, результаты проведенных исследований, в системе учебно-воспитательного процесса школ, учреждений дополнительного образования, других организаций социума, богатый многообразный воспитательный потенциал физической культуры и спорта не используется в должной мере в деле воспитания детей и подростков с девиантным поведением.

Возможности физкультурной деятельности в системе физического воспитания для решения задач воспитания могут быть реализованы только в условиях оптимального педагогического воздействия. Оптимальное педагогическое взаимодействие связано с подготовкой профессиональных кадров в сфере физической культуры для воспитательной деятельности с трудными подростками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности. Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы ...

Структура и основные качества современных педагогических технологий
Структура педагогической технологии. Технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: ¾ цели обучения - общие и конкретные; ¾ содержание учебного материала; в) процессуальная ч ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru