Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Страница 4

В-четвертых, для получения хотя бы минимального результата в работе, интеграция различных служб является обязательной для взаимодействия. К сожалению, из опыта работы автора, можно констатировать, что данное условие, являясь по сути своей обязательным, на деле выполняется с большим трудом. Объяснением может быть отсутствие возможности взаимодействия в силу большой загруженности работников других ведомств и учреждений, а порой и нежеланием заниматься данными проблемами, легче от них отмахнуться.

И, наконец, в-пятых, характеризуя студентов современного времени, нужно отметить, что они в большинстве своем, считают работу с трудными подростками непрестижной, у них отсутствует интерес к профессиональной деятельности с данным контингентом учащихся, что подтверждается полученными результатами проведенного анкетирования студентов факультета адаптивной физической культуры. Из полученных ответов студентов, только 12% респондентов подчеркивают активно-положительное отношение к проблеме девиантного поведения подростков; 31% студентов формулируют активно-пассивное отношение, и основное большинство - 57% имеют безразличное (индифферентное) отношение.

Таким образом, по всей вероятности, задача формирования мотивации студентов к воспитательной деятельности с трудными подростками, является самой важной, и вместе с тем, чрезвычайно трудной в реализации. Как нам представляется, основные пути заключаются в формировании у студентов установок: на социально-значимую деятельность с подростками средствами физической культуры; осознание ценностного потенциала физической культуры для процесса коррекции личности трудного подростка; направленность на гуманистические общечеловеческие ценности, человеколюбие, добро, справедливость, веру в положительное, успех человека. Принятие данных ориентировок является основополагающим в системе ценностей студентов и, приобретая для них личностный смысл, является важным показателем мотивационного компонента.

Определяющим моментом разработки подходов в оценке операционального компонента готовности будущего специалиста физической культуры является тот факт, что он существует только в деятельности и реализуется за счет составляющих его умений и навыков. В условиях классификационной неоднозначности типологии умений и их номенклатуры эта процедура представляется трудной и недостаточно отработанной. Кроме того, системный подход предполагает оценку не столько составляющих его компонентов, сколько отношений между ними.

Исходя из этого, становится очевидным, что оценка операционального компонента готовности к воспитательной деятельности должна базироваться на учете взаимодействия умений, а не локальном выявлении их меры. Подобное взаимодействие, как показывают исследования (Е.М.Иванова), достаточно показательно фиксируется в процессе изучения предметных действий. Проблемой является выбор из большого количества предметных действий.

Конструктивным видится решение, базирующееся на методологически корректной процедуре выделения функций педагогической и управленческой деятельностей, которые являются определяющими для педагога. При этом, функции педагогической деятельности следует обозначить как базовые, а функции управленческой деятельности – как предметные действия.

Выделяя три направления деятельности педагога (образование, развитие, воспитание), а в каждом их них определяем четыре предметных действия (организация, планирование, регулирование, контроль) в итоге, получаем 12 характеризующих признаков. Можно считать их достаточными, так как они характеризуют базовые направления педагогической деятельности и необходимыми, вследствие того, что отсутствие какого-либо из них делает изучение операционального компонента усеченным, неполным. Уровень сформированности операционального компонента отражает практическую готовность студентов к воспитательной деятельности с трудными подростками.

В определении структуры готовности мы согласны с мнением Чичикина о том, что не следует выделять комплекс личностных характеристик. Согласно этому мнению, свойства личности опосредуют, а не определяют качество деятельности. Между ними есть вероятностная зависимость. Личностные характеристики субъекта накладывают отпечаток на ее компоненты, но в условиях компенсаторности личностных проявлений в деятельности они нивелируются, что позволяет достичь одинакового качества деятельности при разных значениях личностных характеристик и при их идентичности.

Как и ряд многих исследователей (Т.Е.Климова, В.Г.Рындак, Н.Я.Сайгушев, Н.А.Зинчук), формирование готовности специалиста мы представляем, как необходимую часть общего процесса профессиональной подготовки, закономерное изменение внутренней структуры готовности, ее внешних форм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Сущность и структура педагогического профессионализма
На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм– совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному зака ...

Проявление заикания у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста заикание развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического, физического состояния ребёнка, что и обуславливает достаточно сложную симптоматику данного речевого расстройства. Изменения в нервно-психическом состояния детей зачастую связаны не столько с появлением заикания, сколько с индивидуальными ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru