Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Страница 4

В-четвертых, для получения хотя бы минимального результата в работе, интеграция различных служб является обязательной для взаимодействия. К сожалению, из опыта работы автора, можно констатировать, что данное условие, являясь по сути своей обязательным, на деле выполняется с большим трудом. Объяснением может быть отсутствие возможности взаимодействия в силу большой загруженности работников других ведомств и учреждений, а порой и нежеланием заниматься данными проблемами, легче от них отмахнуться.

И, наконец, в-пятых, характеризуя студентов современного времени, нужно отметить, что они в большинстве своем, считают работу с трудными подростками непрестижной, у них отсутствует интерес к профессиональной деятельности с данным контингентом учащихся, что подтверждается полученными результатами проведенного анкетирования студентов факультета адаптивной физической культуры. Из полученных ответов студентов, только 12% респондентов подчеркивают активно-положительное отношение к проблеме девиантного поведения подростков; 31% студентов формулируют активно-пассивное отношение, и основное большинство - 57% имеют безразличное (индифферентное) отношение.

Таким образом, по всей вероятности, задача формирования мотивации студентов к воспитательной деятельности с трудными подростками, является самой важной, и вместе с тем, чрезвычайно трудной в реализации. Как нам представляется, основные пути заключаются в формировании у студентов установок: на социально-значимую деятельность с подростками средствами физической культуры; осознание ценностного потенциала физической культуры для процесса коррекции личности трудного подростка; направленность на гуманистические общечеловеческие ценности, человеколюбие, добро, справедливость, веру в положительное, успех человека. Принятие данных ориентировок является основополагающим в системе ценностей студентов и, приобретая для них личностный смысл, является важным показателем мотивационного компонента.

Определяющим моментом разработки подходов в оценке операционального компонента готовности будущего специалиста физической культуры является тот факт, что он существует только в деятельности и реализуется за счет составляющих его умений и навыков. В условиях классификационной неоднозначности типологии умений и их номенклатуры эта процедура представляется трудной и недостаточно отработанной. Кроме того, системный подход предполагает оценку не столько составляющих его компонентов, сколько отношений между ними.

Исходя из этого, становится очевидным, что оценка операционального компонента готовности к воспитательной деятельности должна базироваться на учете взаимодействия умений, а не локальном выявлении их меры. Подобное взаимодействие, как показывают исследования (Е.М.Иванова), достаточно показательно фиксируется в процессе изучения предметных действий. Проблемой является выбор из большого количества предметных действий.

Конструктивным видится решение, базирующееся на методологически корректной процедуре выделения функций педагогической и управленческой деятельностей, которые являются определяющими для педагога. При этом, функции педагогической деятельности следует обозначить как базовые, а функции управленческой деятельности – как предметные действия.

Выделяя три направления деятельности педагога (образование, развитие, воспитание), а в каждом их них определяем четыре предметных действия (организация, планирование, регулирование, контроль) в итоге, получаем 12 характеризующих признаков. Можно считать их достаточными, так как они характеризуют базовые направления педагогической деятельности и необходимыми, вследствие того, что отсутствие какого-либо из них делает изучение операционального компонента усеченным, неполным. Уровень сформированности операционального компонента отражает практическую готовность студентов к воспитательной деятельности с трудными подростками.

В определении структуры готовности мы согласны с мнением Чичикина о том, что не следует выделять комплекс личностных характеристик. Согласно этому мнению, свойства личности опосредуют, а не определяют качество деятельности. Между ними есть вероятностная зависимость. Личностные характеристики субъекта накладывают отпечаток на ее компоненты, но в условиях компенсаторности личностных проявлений в деятельности они нивелируются, что позволяет достичь одинакового качества деятельности при разных значениях личностных характеристик и при их идентичности.

Как и ряд многих исследователей (Т.Е.Климова, В.Г.Рындак, Н.Я.Сайгушев, Н.А.Зинчук), формирование готовности специалиста мы представляем, как необходимую часть общего процесса профессиональной подготовки, закономерное изменение внутренней структуры готовности, ее внешних форм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных дизартрией
Известно, что дизартрия это нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Двигательные нарушения, могут быть выражены в разной степени: от паралича до незначительных отклонений в движении орга ...

Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности в обучении
Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. Принцип наглядности, является одним из важнейших принципов обучения, теоретическое обоснование которого впе ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru