Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Страница 3

Потребности выступают как состояние личности, благодаря которому осуществляется регуляция поведения субъекта деятельности. Для осуществления декомпозиции системы потребностей, следуя положениям деятельностного подхода, в качестве основания выделяем функции деятельности. Базовыми функциями человеческой психики являются функции отражения, регуляции, коммуникации (по последним данным функция коммуникации входит в функцию регуляции) [А.М.Волков, Г.Н.Микадзе, Г.В.Суходольский]. Исследователи полагают, что осуществление их возможно при наличии ресурсного обеспечения. Таким образом, система базовых потребностей может быть представлена как проявление базовых функций психики – отражения, регуляции и ресурсного обеспечения.

Следующим элементом мотивационного компонента являются мотивы, отражающие осознание субъектом потребностей в деятельности. Исходя из того, что мотивы производны от потребностей, они могут быть типизированы сходным образом. Основание "базовые функции психики" мы используем для классификации мотивов. Разнообразие всех мотивов следует объединить в три группы: познавательные, регулятивные и ресурсного обеспечения, каждая из которых имеет состав производных. Процесс взаимодействия мотивов посредством трансформации потребностей и их соотнесение с оценкой ситуации, характеризуется как мотивация.

Стадия формирования мотивации заканчивается формированием установок, характеризующих состояние готовности будущего специалиста к деятельности. Совокупность установок порождает ценностные ориентации, которые фиксируются в виде рефлексии, мировоззрении, смыслах, целях. Ценностные ориентации готовности можно характеризовать через типы установок, в этом случае можно использовать типологию уровней установок, используемую в психологии (А.М.Волков, Мышление, В.Т.Чичикин).

Согласно имеющимся данным (А.Г.Асмолов), следует различать смысловые (стабилизируют направленность деятельности, придают ей устойчивый характер), целевые (проявляются в уровне притязаний) и операциональные уровни установок (характеризуются склонностями, предпочтениями с учетом условий деятельности).

Исходя из фактологического представления структуры целевых ориентаций, в силе характеризующих их признаков следует выделить: направленность личности (социальная, профессиональная), уровень притязаний, профессиональные склонности (в выборе средств, методов, форм организации). Направленность личности - центральное личностное образование, базирующееся на системе социальных ценностей. Уровень притязаний выступает одной из характеристик жизненных целей человека, которые предполагают оценку себя. Склонности, как проявление потребности в деятельности, характеризуют основания выбора профессиональных действий и их значение для специалиста.

Формирование мотивационного компонента готовности будущих специалистов физической культуры к воспитательной деятельности с подростками, имеющими девиации в поведении, представляет некоторые трудности.

Во-первых, специфические особенности данного контингента учащихся. В параграфе 1.1. диссертационного материала нашего исследования мы рассматривали природу возникновения девиантного поведения, отмечая, что причины возникновения могут иметь разный характер. В силу данного обстоятельства, не может быть единственно правильной схемы работы с такими подростками, что вызывает определенные трудности у педагогов.

Во-вторых, рассматривая характерные черты подростков с девиантным поведением, мы подчеркивали, их отрицательное отношение к школе, педагогам, товарищам, членам своей семьи. Находясь в конфликте с педагогами, родителями, самими собой, такие школьники предпочитают проводить время на улице, в кругу своей компании. Из опыта работы автора с данными подростками, можно констатировать, что рабочий день классного воспитателя начинался с ежедневного обхода по домам и выяснения причин отсутствия их в школе. Для убеждения подростка в необходимости учиться, педагогам приходилось прилагать немалые усилия. В данной ситуации не каждый специалист захочет этим заниматься.

В-третьих, для достижения положительного результата необходимо обязательное участие родителей подростков или их законных представителей. Зная, по данным исследований и опыту работы автора, что преобладающее большинство таких детей и подростков воспитываются в семьях, имеющих статус: "неполные", "опекаемые", "потеря кормильца", "многодетные", можно утверждать, что в основном, такие родители занимают пассивную позицию или совсем не приходят в школу, отказываясь сотрудничать с коллективом. Причинами является полная неспособность осуществлять воспитание своих детей (чаще всего они ведут асоциальный образ жизни) или отсутствие желания, как такового (в семьях, на первый взгляд вполне благополучных).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста
Известно, что ребенок развивается в результате непосредственного влияния на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, поступающей из окружающей среды. Дети много играют с игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают за окружающим, рассматривают картинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с удовольствием выполняют их поруче ...

Использование Интернет – ресурсов на уроках иностранного языка
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учи ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru