Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Страница 7

В связи с решением обсуждаемых вопросов имеется целый ряд публикаций. Однако они в значительной мере лишь ставят проблему подготовки специалистов, а не решают ее. Следует отметить, что имеющаяся информация является разрозненной, в основном ориентированной на самостоятельную подготовку педагога, которая в большинстве случаев носит случайный, бессистемный характер и поэтому малоэффективна.

В условиях отсутствия системного формирования готовности к этой деятельности практические работники, как отмечают исследователи проблемы, осуществляют воспитательную деятельность с детьми и подростками, имеющими различные отклонения в поведении на основе проб и ошибок. По их мнению снижает качественный уровень подобной деятельности, а иногда приводит к негативному результату. С учетом высокой эффективности влияния занятий физической культурой и спортом в процессе коррекции девиантного поведения детей и подростков и отсутствием научно-обоснованных технологий организационно-содержательного обеспечения этого процесса становится очевидной актуальность решения данной проблемы.

В соответствии с общетеоретическими исследованиями (Зеленов, Лебедев, Чичикин), определяющую роль в эффективности любой деятельности имеет процесс формирования готовности человека к ней. По мнению исследователей готовность к деятельности является интегральным, личностным, структурным образованием, которое характеризуется целостным взаимодействием и взаимопроникновением информационного, мотивационного и операционального компонентов. Информационный компонент характеризует знания, операциональный - определяет способы деятельности (умения, навыки), мотивационный - потребности. Очевидно, что данная структура готовности характерна для любого вида деятельности. В том числе для воспитательной деятельности с трудными подростками.

Проведенный анализ специальных литературных источников показал, что в связи с решением проблемы подготовки специалистов в сфере коррекционно-педагогической деятельности с подростками асоциального поведения имеется целый ряд публикаций, как общенаучного, так и частно-научного уровня. Анализируя работы по данной проблеме, можно отметить некоторые тенденции.

Часть диссертационных исследований в рамках поставленной проблемы посвящена: подготовке социально-педагогических кадров для профилактической работы с асоциальными детьми, подростками, их семьями (Анцута А.Н., 2000; Быкова Е.Н., 2005; Бычкова О.С., 2006; Кириллова В.А.,2004, Пятунин В.А., 2000, Соснина Н.Ф., 2007); формированию специальной компетентности в сфере профилактики асоциального поведения подростков (Андрюшина О.В., 2006); созданию организационно-педагогических условий на основе личностного подхода (Иванов Н.Н., 2002).

Из работ, посвященных проблеме подготовки педагогов по физической культуре с трудными детьми и подростками можно отметить исследование Зинчук Н.Г.(2006) по созданию организационно-педагогических условий для работы с указанным контингентом. Поскольку данная проблема является многоаспектной, с помощью одного исследования, мы считаем, она не может быть решена и требует дальнейших поисков решения.

Основная часть исследователей рассматривают вопросы профессиональной подготовки студентов: к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в школах (Валиева В.К, 2006); к творческому обучению двигательным действиям (Драндров Г.Л,, 2002); формированию ЗОЖ школьников средствами подвижных и спортивных игр (Байкалова Л.В, 2004); созданию и реализации зоровьесберегающих технологий (Гришина Е.П., 2005); создания технологий на основе коммуникативного взаимодействия (Мисюряев В.Ю, 2007).

Можно предположить, что, несмотря на достаточное количество имеющихся работ, проблема подготовки специалистов физической культуры для работы с трудными подростками остается открытой. В условиях отсутствия системного формирования готовности к этой деятельности практические работники осуществляют работу на основе метода проб и ошибок. Это не позволяет достичь качественного уровня.

С учетом высокой эффективности влияния занятий физической культурой и спортом в процессе коррекции девиантного поведения детей и подростков и отсутствием научно-обоснованных технологий организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности будущих педагогов к этой деятельности становится очевидной актуальность решения данной проблемы.

Исходя из определяемых нами потребностей данного исследования, мы, в большей мере ориентировались на группы методов классифицированных И.П.Подласым и С.А.Смирновым В классификации предложенной И.П.Подласым выделяются такие группы методов как традиционно-принятые; инновационно-деятельностные; неформально-межличностные; тренингово-игровые; рефлексивные. С.А.Смирнов, предложил выделять такие методы как - формирование социального опыта (поручение, требование, упражнение, пример); осмысление своего поведения (беседа, дискуссия, рассказ); самоопределение личности школьника (задание самому себе); стимулирования и коррекции действий, межличностных отношений (поощрение, наказание, соревнование). (концепция)

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Модель рефлексии в педагогической деятельности
В области педагогики слово «модель» означает образ, стандарт, на который ориентируются ученые и практики в преобразовании педагогической действительности; мера изменений педагогической действительности с уточнением границ и условий; способ педагогического исследования, используемый для развития идеи о согласованности различных элементов педагогического объекта. Модель выступает как промежуточное ...

Психологический и педагогический подходы к пониманию саморазвития
Одной из важнейших социальных проблем современного общества является подготовка профессионально компетентного специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, к творческому самосовершенствованию и саморазвитию. Личностное и профессиональное саморазвитие способствует становлению человека как профессионала на всем протяжении его жизненного пути, начиная от стадии профессионально ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru