Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Проблема готовности специалистов к воспитательной деятельности с трудными подростками

Страница 7

В связи с решением обсуждаемых вопросов имеется целый ряд публикаций. Однако они в значительной мере лишь ставят проблему подготовки специалистов, а не решают ее. Следует отметить, что имеющаяся информация является разрозненной, в основном ориентированной на самостоятельную подготовку педагога, которая в большинстве случаев носит случайный, бессистемный характер и поэтому малоэффективна.

В условиях отсутствия системного формирования готовности к этой деятельности практические работники, как отмечают исследователи проблемы, осуществляют воспитательную деятельность с детьми и подростками, имеющими различные отклонения в поведении на основе проб и ошибок. По их мнению снижает качественный уровень подобной деятельности, а иногда приводит к негативному результату. С учетом высокой эффективности влияния занятий физической культурой и спортом в процессе коррекции девиантного поведения детей и подростков и отсутствием научно-обоснованных технологий организационно-содержательного обеспечения этого процесса становится очевидной актуальность решения данной проблемы.

В соответствии с общетеоретическими исследованиями (Зеленов, Лебедев, Чичикин), определяющую роль в эффективности любой деятельности имеет процесс формирования готовности человека к ней. По мнению исследователей готовность к деятельности является интегральным, личностным, структурным образованием, которое характеризуется целостным взаимодействием и взаимопроникновением информационного, мотивационного и операционального компонентов. Информационный компонент характеризует знания, операциональный - определяет способы деятельности (умения, навыки), мотивационный - потребности. Очевидно, что данная структура готовности характерна для любого вида деятельности. В том числе для воспитательной деятельности с трудными подростками.

Проведенный анализ специальных литературных источников показал, что в связи с решением проблемы подготовки специалистов в сфере коррекционно-педагогической деятельности с подростками асоциального поведения имеется целый ряд публикаций, как общенаучного, так и частно-научного уровня. Анализируя работы по данной проблеме, можно отметить некоторые тенденции.

Часть диссертационных исследований в рамках поставленной проблемы посвящена: подготовке социально-педагогических кадров для профилактической работы с асоциальными детьми, подростками, их семьями (Анцута А.Н., 2000; Быкова Е.Н., 2005; Бычкова О.С., 2006; Кириллова В.А.,2004, Пятунин В.А., 2000, Соснина Н.Ф., 2007); формированию специальной компетентности в сфере профилактики асоциального поведения подростков (Андрюшина О.В., 2006); созданию организационно-педагогических условий на основе личностного подхода (Иванов Н.Н., 2002).

Из работ, посвященных проблеме подготовки педагогов по физической культуре с трудными детьми и подростками можно отметить исследование Зинчук Н.Г.(2006) по созданию организационно-педагогических условий для работы с указанным контингентом. Поскольку данная проблема является многоаспектной, с помощью одного исследования, мы считаем, она не может быть решена и требует дальнейших поисков решения.

Основная часть исследователей рассматривают вопросы профессиональной подготовки студентов: к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в школах (Валиева В.К, 2006); к творческому обучению двигательным действиям (Драндров Г.Л,, 2002); формированию ЗОЖ школьников средствами подвижных и спортивных игр (Байкалова Л.В, 2004); созданию и реализации зоровьесберегающих технологий (Гришина Е.П., 2005); создания технологий на основе коммуникативного взаимодействия (Мисюряев В.Ю, 2007).

Можно предположить, что, несмотря на достаточное количество имеющихся работ, проблема подготовки специалистов физической культуры для работы с трудными подростками остается открытой. В условиях отсутствия системного формирования готовности к этой деятельности практические работники осуществляют работу на основе метода проб и ошибок. Это не позволяет достичь качественного уровня.

С учетом высокой эффективности влияния занятий физической культурой и спортом в процессе коррекции девиантного поведения детей и подростков и отсутствием научно-обоснованных технологий организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности будущих педагогов к этой деятельности становится очевидной актуальность решения данной проблемы.

Исходя из определяемых нами потребностей данного исследования, мы, в большей мере ориентировались на группы методов классифицированных И.П.Подласым и С.А.Смирновым В классификации предложенной И.П.Подласым выделяются такие группы методов как традиционно-принятые; инновационно-деятельностные; неформально-межличностные; тренингово-игровые; рефлексивные. С.А.Смирнов, предложил выделять такие методы как - формирование социального опыта (поручение, требование, упражнение, пример); осмысление своего поведения (беседа, дискуссия, рассказ); самоопределение личности школьника (задание самому себе); стимулирования и коррекции действий, межличностных отношений (поощрение, наказание, соревнование). (концепция)

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Основные этапы становления современной концепции профориентации в РФ и Франции
Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Обычно выделяют следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Главная психологическая причина появле ...

Содержание раздела курса информатики «Программное обеспечение для ЭВМ»
информатика школьный учебный компьютер Исходя из всего отмеченного выше, раздел курса информатики «Программное обеспечение для ЭВМ» должен включать следующие темы: 1. Информационные средства. 2. Структура программы. Методы проектирования программы. 3. Основные устройства ЭВМ. 4. Назначение, общие принципы и функции операционной системы. 5. Персональная ЭВМ: развернутая структура; структура програ ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru