Современная воспитательная система, основанная на ключевых ценностях гражданина России

Новая педагогика » Методические разработки внеклассных мероприятий в условиях компетентностного подхода в образовании » Современная воспитательная система, основанная на ключевых ценностях гражданина России

Страница 2

– это всегда процесс борьбы за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.

Все, что ребенку необходимо в школьные годы, а он стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении), невозможно без педагогов. Без педагогов ребенок трудно идет к достижению главной внутренней цели детства – взрослению. Причем зачастую ученик не может самостоятельно разрешить проблемы из-за множества «помех»: незнание самого себя, неумение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Сегодня ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.

Сейчас, как никогда, необходимо переосмыслить роль классного руководителя, нацелив его на воспитание субъектной позиции ребенка.

Быть субъектом

– значит занимать активную авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. При этом человек как субъект активно проявляет себя в трех сферах жизни: деятельности, общении с другими людьми и самосознании.

Субъектами не рождаются, а становятся. Поэтому одну из моих задач, как классного руководителя, я вижу в воспитании у школьника конкурентоспособности в современном постоянно меняющемся мире. Для этого необходимо формировать способность и готовность занять субъектную позицию в отношении собственной деятельности (прежде всего учебной), своего общения с другими людьми и в отношении самого себя. Но формирование субъектности, так, же как и ее последующее проявление, происходит только в процессе активной творческой деятельности (К. Ушинский, С. Рубинштейн и др.) Поэтому другое предназначение классного руководителя – приобщение учащихся к активной творческой деятельности.

В деятельности классного руководителя находят достойное место идея педагогики и психологии, что детство не подготовка к жизни, а сама жизнь

. Мы стоим на позиции Ф.Дольто, которая писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения со взрослыми не как с хозяевами или менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни. Для Ф.Дольто дети

– это не «недоразвитые взрослые», за которых мы ответственны, а человеческие существа, перед которыми мы ответственны.

Выбор в качестве ценности личности ребенка означает, что классный руководитель принимает на себя ответственность за то, чтобы ребенок состоялся: не был унижен, узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет и не умеет, хочет и не хочет. При этом согласно М.Буберу, «Личность говорит: «Я есть», индивидуальность: «Я таков».

Современная педагогика (по И.Д. Демаковой) дает классному руководителю ориентиры «личностного роста», образно представляя их на пересечении двух линий развития, каждая из которых символизирует «фонды развития ребенка»: фонд «Могу» (компетентность) и фонд «Хочу» (активность). Сложная задача – обеспечение гармонии компетентности и активности детей в процессе их развития. Очевидно, что обеспечение условий развития ребенка и сохранения его индивидуальности предполагает учет в воспитательной деятельности как факторов, тормозящих процесс развития ребенка, так и факторов, стимулирующих этот процесс. Таким образом, ещё одной целью деятельности классного руководителя является - создание условий для формирования конкурентоспособной, гармонично развитой личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Понятие общего недоразвития речи
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренковой, Г.А.Каше, Н.А.Никашиной, Л.Ф.Спировой, Т. Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX в. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом с ...

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др. В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие три периода формирования грамматического строя речи: I период – период предложений состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru