Современная воспитательная система, основанная на ключевых ценностях гражданина России

Новая педагогика » Методические разработки внеклассных мероприятий в условиях компетентностного подхода в образовании » Современная воспитательная система, основанная на ключевых ценностях гражданина России

Страница 2

– это всегда процесс борьбы за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.

Все, что ребенку необходимо в школьные годы, а он стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении), невозможно без педагогов. Без педагогов ребенок трудно идет к достижению главной внутренней цели детства – взрослению. Причем зачастую ученик не может самостоятельно разрешить проблемы из-за множества «помех»: незнание самого себя, неумение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Сегодня ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.

Сейчас, как никогда, необходимо переосмыслить роль классного руководителя, нацелив его на воспитание субъектной позиции ребенка.

Быть субъектом

– значит занимать активную авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. При этом человек как субъект активно проявляет себя в трех сферах жизни: деятельности, общении с другими людьми и самосознании.

Субъектами не рождаются, а становятся. Поэтому одну из моих задач, как классного руководителя, я вижу в воспитании у школьника конкурентоспособности в современном постоянно меняющемся мире. Для этого необходимо формировать способность и готовность занять субъектную позицию в отношении собственной деятельности (прежде всего учебной), своего общения с другими людьми и в отношении самого себя. Но формирование субъектности, так, же как и ее последующее проявление, происходит только в процессе активной творческой деятельности (К. Ушинский, С. Рубинштейн и др.) Поэтому другое предназначение классного руководителя – приобщение учащихся к активной творческой деятельности.

В деятельности классного руководителя находят достойное место идея педагогики и психологии, что детство не подготовка к жизни, а сама жизнь

. Мы стоим на позиции Ф.Дольто, которая писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения со взрослыми не как с хозяевами или менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни. Для Ф.Дольто дети

– это не «недоразвитые взрослые», за которых мы ответственны, а человеческие существа, перед которыми мы ответственны.

Выбор в качестве ценности личности ребенка означает, что классный руководитель принимает на себя ответственность за то, чтобы ребенок состоялся: не был унижен, узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет и не умеет, хочет и не хочет. При этом согласно М.Буберу, «Личность говорит: «Я есть», индивидуальность: «Я таков».

Современная педагогика (по И.Д. Демаковой) дает классному руководителю ориентиры «личностного роста», образно представляя их на пересечении двух линий развития, каждая из которых символизирует «фонды развития ребенка»: фонд «Могу» (компетентность) и фонд «Хочу» (активность). Сложная задача – обеспечение гармонии компетентности и активности детей в процессе их развития. Очевидно, что обеспечение условий развития ребенка и сохранения его индивидуальности предполагает учет в воспитательной деятельности как факторов, тормозящих процесс развития ребенка, так и факторов, стимулирующих этот процесс. Таким образом, ещё одной целью деятельности классного руководителя является - создание условий для формирования конкурентоспособной, гармонично развитой личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности
Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет в процессе художественной деятельности. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи: 1) разработать и апробировать систему средств, методов и форм работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста 2) оцени ...

Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы
Цели: 1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя. 2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали. 3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей. Тип урока: урок-размышление. Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием. Межпредметные связи: эстетика, тема: «Жи ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru