Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
Сотрудничество в отношениях «ученик – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
· Гуманно-личностный подход к ребенку.
· Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
· Концепция воспитания.
· Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход
Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.
Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.
Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
· новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
· гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
· отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
· новую трактовку индивидуального подхода;
· формирование положительной Я-концепции.
Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
· личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность;
· личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
· личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
· каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
· приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.
Гуманное отношение к детям включает:
· педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
· оптимистическую веру в ребенка;
· сотрудничество, мастерство общения;
· отсутствие прямого принуждения;
· приоритет положительного стимулирования;
· терпимость к детским недостаткам.
Похожие статьи:
Практическая работа по использованию сюжетно-дидактических игр
математического содержания в самостоятельной деятельности детей 6 года жизни
Учитывая принципы организации сюжетно-дидактических игр, особенности методики педагогического руководства мной были применены в работе 2 проекта: «Зайка-Знайка» и «Домик для Петрушки». Чтобы дети играли в самостоятельной деятельности в сюжетно-дидактические игры, я решила привлечь их к этому с помощью метода проектов с серией сюжетно-дидактических игр. В приложении 13 дается весь проект « Домик д ...
Решение дидактических задач при помощи информационных технологий
Таким образом, используя информационные технологии, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке на старшем этапе обучения: ― формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; ― совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также со ...