Технологии воспитания и обучения в Хуциевской СОШ Кизлярского района

Новая педагогика » Применение педагогических технологий в процессе модернизации современного образования » Технологии воспитания и обучения в Хуциевской СОШ Кизлярского района

Страница 6

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

· учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

· сталкивает противоречия практической деятельности;

· излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

· предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

· побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

· ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

· определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

· ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения; на преодоление «психологической инерции» и др.).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

· отбор самых актуальных, сущностных задач;

· определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

· построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

· личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

Технология педагогического сотрудничества.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Целевые ориентации

· Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

· Гуманно-личностный подход к ребенку.

· Единство обучения и воспитания.

Концепция сотрудничества

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель – ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Похожие статьи:

Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности в обучении
Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. Принцип наглядности, является одним из важнейших принципов обучения, теоретическое обоснование которого впе ...

Понятие рефлексии, рефлексивная деятельность
Прежде всего, следует различить некоторые понятия: педагогическая рефлексия, рефлексивная деятельность педагога, рефлексия в педагогике. Последнее и составит предмет нашего разговора, и потому я хочу предварительно оговорить его отличие от первых двух - не давая строгих определений названным понятиям, я лишь очерчу сферу их применимости. Когда мы говорим о педагогической рефлексии, мы ставим акце ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru