· механизмы включения (использования, внедрения, освоения, выращивания) инновационной педагогической технологии в реальный учебно-воспитательный процесс.
Проектирование развития школы с учетом применения новых технологий может основываться на теории оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К.Бабанского, который предлагает следующие критерии оптимального выбора методов:
· соответствие методов основным целям обучения на данном этапе;
· соответствие методов особенностям содержания обучения;
· учет психологических возможностей детей;
· учет уровня образовательной и воспитательной подготовленности детей;
· учет особенностей групп и коллективов детей и педагогов;
· учет конкретных внешних;
· учет возможностей педагогов по использованию различных методов.
М.М.Поташник выдвигает в качестве оснований (источников, критериальных позиций) для выбора инновационных технологий и направлений развития следующие:
· потребности страны, региона, города - социальный заказ школе;
· государственные документы о развитии школы – государственный заказ;
· успехи и достижения современной науки о человеке;
· передовой педагогический опыт;
· собственный профессиональный опыт, интуицию, творчество руководителей и учителей;
· анализ результатов и процесса функционирования школы.
Наконец, при выборе педагогических технологий следует проанализировать их по степени удовлетворения требованиям:
· соответствие научной концепции технологии реалиям и возможностям школы;
· достаточная системность и системная совместимость технологии с имеющимся педагогическим процессом;
· достаточная управляемость технологии, наличие диагностического инструментария для ее обеспечения;
· оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами;
· данные о воспроизводимости (опыте применения технологии в других однотипных условиях).
Третьей базовой составляющей, необходимой для организации инновационно-технологического процесса, является механизм его освоения (или включения, использования и т.п.). В качестве такого механизма может быть рекомендована «технология проектирования технологий» В.М.Монахова. Ее целями являются:
· проектирование целостной технологии (методической системы) обучения;
· создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям обучения;
· выбор и создание системы диагностики, позволяющей учителю содержательно интерпретировать результаты;
· разработка системы профилактики затруднений и рациональной коррекционной работы с учащимися;
· создание технологически выверенной динамики развития общепедагогических умений;
· формирование нового учителя, способного реализовать спроектированную технологию.
Проектируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат.
Любая образовательная технология получает практическую реализацию на конкретной теме, конкретном уроке, дидактическом модуле – основной технологической единице дидактического процесса.
Каждый учитель, творя свою педагогическую деятельность, создает авторскую педагогическую технологию, заключающуюся в проектировании, создании и использовании последовательности дидактических модулей.
Эффективность проектируемой технологии, получение оптимального результата по всем параметрам решаемой задачи достигается экспериментально методом последовательных приближений – интераций.
Похожие статьи:
Методика проведения трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии
речи в уголке природы
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с.требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы ...
Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он прояв ...