Элективные курсы в условиях профильной школы наряду с собственно профильными предметами способствуют созданию необходимой базы для понимания вузовских программ и научной литературы вообще, а также для формирования компетентности учащихся.
В данной работе мы предлагаем программу элективного курса по физическим основам теории протекания для учащихся XI класса физико-математического профиля. Курс рассчитан на 25 ч (14 лекций и 12 семинаров) и может быть проведен, например, за счет школьного компонента учебного плана.
Цели элективного курса: расширить и углубить знания учащихся о процессе научного познания, познакомить учащихся с теорией протекания и методами моделирования задач теории протекания.
Достижение данных целей связано с решением следующих задач:
Расширение общеучебных и предметных для физико-математического профиля умений учащихся: измерительных, графических, вычислительных умений, умений систематизировать результаты измерений.
Освоение учащимися использования компьютеров для обработки полученных данных и моделирования физических процессов.
Задачи курса:
развитие культуры исследовательской деятельности у учащихся (постановка задачи, планирование деятельности, знакомство с методами исследования, анализ и оценка полученных результатов);
формирование навыков разработки и презентации проектов;
развитие самостоятельности учащихся;
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе выполнения исследований.
Основные формы организации знаний: лекции по теории, семинарские и практические занятия.
Тематический план
|
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Количество часов |
|
1 |
Протекание |
Вводное занятие, изучение нового материала |
1 |
|
2 |
Бесконечный кластер при протекании |
Изучение нового материала |
1 |
|
3 |
Конечный кластер при протекании |
Изучение нового материала |
1 |
|
4 |
Теория протекания |
Семинар (доклады и сообщения) |
1 |
|
5 |
Остов перколяционного кластера |
Комбинированный |
1 |
|
6 |
Задачи по Т.протекания |
Практическое занятие |
1 |
|
7 |
Задача узлов (протекание на одномерной решетке) |
Практическое занятие |
1 |
|
8 |
Задача связей |
Практическое занятие |
1 |
|
9 |
Моделирование задачи узлов с помощью ПК |
Практическое занятие |
3 |
|
10 |
Моделирование задачи связей с помощью ПК |
Практическое занятие |
3 |
|
11 |
Понятие "фрактал" |
Изучение нового материала |
2 |
|
12 |
Геометрические фракталы |
Изучение нового материала |
1 |
|
13 |
Триадное канторовское множество |
Изучение нового материала |
1 |
|
14 |
Фракталы |
Семинар (доклады и сообщения) |
2 |
|
15 |
Алгебраические фракталы |
Изучение нового материала |
2 |
|
16 |
Размерность фрактала |
Изучение нового материала |
1 |
|
17 |
Фрактальная размерность кластеров |
Изучение нового материала |
2 |
|
18 |
Определение фрактальной размерности триадной кривой Коха |
Практическое занятие |
1 |
|
19 |
Заключительный урок |
Обобщение |
1 |
Похожие статьи:
Метод проектов» как перспективная педагогическая технология
Работа с проектами занимает особое место в системе образования, позволяя студенту приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что обучаемые сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен: – иметь практическую ценность; – предполагать проведение студентами самостоятельных исследований; – бы ...
Сущность и структура педагогического профессионализма
На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм– совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному зака ...