Пути формирования самостоятельности у детей

Страница 6

С целью сравнения результатов контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах можно построить сегментные диаграммы (рис. 2).

Рис .2

Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе исследований, проведения формирующего эксперимента значительно повысился высокий уровень развития познавательной активности – до45% при том, что в констатирующем эксперименте показатели были – 9%. Так же выросли показатели среднего уровня 56% и соответственно было45,5. Дети экспериментальной группы по всем показателям обогнали контрольную группу, т.к. у них совсем не стало низкого уровня развития. А в контрольной группе изменения оказались не такими значительными.

Следовательно, можно сделать выводы о правильности выдвинутой гипотезы и построении экспериментальной работы по развитию у детей старшей группы познавательной активности.

Ознакомившись и проработав литературу по теме: «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» можно сказать, что этому вопросу уделяли внимание многие известные психологи: А.В. Запорожец, Г. Костюк, М. И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, но этот вопрос всё ёщё остаётся актуальным.

Важнейшая задача педагогов – сформировать у детей познавательную активность. Как решить эту задачу в условиях воспитания и обучения детей? «Правильно организовать учебно-воспитательный процесс – это значит поставить такую учебную задачу, которую без эксперимента не решить» - считает известный психолог Давыдов. В процессе постоянного познания нового, экспериментирования, экскурсий, опытов, решения задач – дети выступают как исследователи, они познают скрытые связи и отношения объектов.

Важная особенность этого процесса состоит в том, что в нём имеет место две противоречивые тенденции: преобразование раскрывает перед ребёнком новые стороны и свойства объектов. А новые знания в свою очередь рождают новые вопросы, новые, более сложные преобразования. Только на этой основе будет у ребёнка постоянный интерес к чему-то новому.

На основе литературы, экспериментов, бесед с педагогами, личных наблюдений можно вывести следующие критерии интереса к занятиям:

1. Отсутствие отвлечений от занятий.

2. Сосредоточенность и внимание к основному содержанию занятия.

3. Стремление к самостоятельному размышлению.

4. Возникновение у воспитанников вопросов.

5. Нежелание прекращать занятие, сожаление по поводу их окончания.

6. Охотное и активное выполнение задания.

7. Общее оживление в связи с новым материалом на занятии.

8. Желание детей самостоятельно проверить на практике, сообщаемые педагогом факты и знания.

Не один из этих критериев, взятый сам по себе, не свидельствует об интересе, но их совокупность или наличие большинства из них присущи заинтересованному любому виду деятельности ребёнка.

С целью выявления у детей старшей группы, которые были выбраны за экспериментальные контрольные группы был проведен констатирующий эксперимент. Он проводился с помощью таких методик:

1. Разработанные на базе Бердянского педагогического университета методики, что состоят из отдельных блоков. Базируются эти блоки на криториально-ориентированных тестах. Обобщение данных с каждого компонента познавательной активности позволяет определять уровень сформулированности этого качества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Тексты для чтения на начальном этапе обучения
В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текстах. Проблема состоит в том, как выбрать наиболее удачные учебные материалы. Для этого нужно сформулировать требования, предъявляемые сегодня к учебным текстам, а значит, и принципы их отбора. Учебные тексты могут быть разной длины, от одного слова до нескольких десятков страниц в книге для домашнего чтения. И те, и другие важны и имеют пра ...

Психолого-педагогические основы домашней работы как формы организации внеурочной деятельности
Теория и практика учебной деятельности создавалась Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым как способ исследования возрастных возможностей школьников. В постсоветские времена из исследовательского способа эта образовательная система превратилась в социальную практику, а эта практика предъявила к изыскателям учебной деятельности как формы развития школьников новые, неакадемические требования. В первую оч ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru