Методические рекомендации по изложению теоретического материала

Страница 2

Объяснение данного материала следует проводить на конкретных примерах. В качестве примеров в учебных могут использоваться следующие таблицы: «Домашняя библиотека», «Погода», «Успеваемость», «Факультативы». Следует подчеркнуть, что в базах данных каждая таблица должна иметь свое имя. Учителю будет удобно работать, если эти таблицы вынести на плакаты.

Основные представления, которые должны быть закреплены учениками:

□ всякая таблица содержит в себе информацию о некоторой реальной системе (процессе) и, следовательно, является ее информационной моделью;

□ всякая запись в таблице — информация о конкретном объекте (событии) данной системы;

□ значение поля в каждой записи — это определенная характеристика (свойство, атрибут) объекта.

Вопросы, задаваемые ученикам для закрепления этих понятий, должны быть следующего характера:

□ Вопрос: «Информация о какой системе содержится в таблице «Успеваемость»?»

Ответ: «Об определенном классе школы».

□ Вопрос: «Информация о каком объекте содержится в каждой записи этой таблицы?»

Ответ: «О конкретном ученике».

□ Вопрос: «Что обозначают значения полей в записи?»

Ответ: «Оценки, полученные данным учеником по школьным предметам».

4. Основные понятия, связанные с записями и полями: первичный ключ записи, имя поля, значение поля, тип поля.

Первичный ключ — это поле или совокупность полей, которое однозначно определяет запись в таблице. Можно еще сказать так: первичный ключ — это идентификатор записи. В учебнике приведены примеры простых и составных ключей. В базах данных слово «ключ» имеет несколько употреблений: ключ поиска — поле, по значению которого ищется запись в БД,

ключ сортировки — поле, по значению которого происходит упорядочение записей. Поэтому идентификатор записей приходится называть первичным ключом.

Учителю важно понимать, что тема «Поиск и хранение информации» содержит в себе ряд узловых вопросов, имеющих фундаментальное значение для курса информатики в целом. В этой теме ученики впервые встречаются с понятием величины. В дальнейшем это понятие будет широко использоваться в электронных таблицах, в алгоритмах и программах. Величина — это отдельный информационный объект, имеющий собственное имя и занимающий место в памяти компьютера. С этой точки зрения поля являются величинами. Каждое поле в таблице имеет имя, для каждого поля определен тип. Понятие типа величины связано с тремя ее свойствами:

□ множеством значений, которые может принимать величина;

□ множеством операций, которые можно выполнять с этой величиной;

□ формой внутреннего представления в памяти компьютера.

В большинстве случаев в базах данных используются четыре основных типа: символьный, числовой, «дата» и логический. Поле символьного типа может хранить значение любой последовательности символов; числовые поля могут содержать целые или дробные десятичные числа; дата — день/месяц/год; логические поля — значения логических величин (да — нет, истина — ложь, true — false).

Необходимо обратить внимание учеников на следующее обстоятельство: символьное поле может состоять из цифр. По этой причине иногда возникает путаница с символьным и числовым типами. Чтобы этого не происходило, нужно придерживаться следующего правила: если поле обозначает порядковый номер или цифровой код, то ему нужно назначать символьный тип. Если же поле обозначает количество чего-то или какую-то размерную величину, то это поле должно иметь числовой тип. Например, полями символьного типа должны быть: инвентарный номер книги в библиотеке, номер дома, номер телефона. Числовой тип имеют, например, такие поля: возраст человека, вес объекта, расстояние, количество учеников в классе.

Значения числовых полей могут быть использованы в вычислениях. Иногда в условиях поиска информации присутствуют арифметические выражения, операндами в которых могут быть только значения числовых полей. Вычислительные операции с номерами и кодами обычно не имеют смысла. В то же время к символьным полям можно применять операции отношений (меньше, больше, равно и др.). Поскольку цифры в кодовой таблице расположены в порядке возрастания, то отношения между строками, состоящими из цифр, сохранят математический смысл. Например, истинным будет отношение "58" > "24". Однако если число цифр разное, то результат может оказаться неверным. Например, отношение "2" < "11" окажется ложным, хотя с математической точки зрения оно верное. Поэтому желательно выравнивать число знаков в цифровых строках добавлением нулей слева. Тогда отношение: "02" < "11" будет истинным.

В данном разделе впервые в курсе информатики ученики встречаются с логическим типом данных, с логическими величинами. Первое понятие о логической величине можно дать как ответ на альтернативный вопрос. Например: «Имеется ли данная книга в библиотеке?», или «Поступил ли абитуриент в университет», или «На улице идет дождь?» и т. п. Ответами на такие вопросы могут быть только «да» или «нет». Синонимами являются «истина», «ложь»; «true», «false» . Если поле таблицы будет принимать только такие значения, то ему назначается логический тип.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Техническая конференция
Во внеклассной работе по технологии уделяется внимание такой форме проведения массового внеклассного мероприятия как техническая конференция. Конференция - форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно учёные или студенты) представляют и обсуждают свои работы. Цель проведения технической конференции в школе – популяризация новейших достижений техники, производс ...

Экологическое воспитание как актуальное направление дошкольной педагогики
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, фо ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru