Социально-педагогические технологии профилактики наркомании

Новая педагогика » Особенности работы социального педагога с наркоманами » Социально-педагогические технологии профилактики наркомании

Страница 4

Проблемы социализации ребенка, подростка часто проявляются в дезадаптации и связанном с ней девиантном (отклоняющемся) поведении несовершеннолетнего. Естественным следствием этого аспекта «маргинальности» подростков становится увеличение числа детей, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.

Асоциальное (девиантное) поведение подростков становится своего рода фундаментом аддиктивного (зависимого) поведения индивида. Такое поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. В этих целях, во-первых, эпизодически или регулярно употребляются какие-либо вещества (алкоголь, табак, наркотики, средства бытовой химии, медикаменты, сладости); во-вторых, внимание постоянно фиксируется на определенных предметах или видах деятельности («запойное» чтение, просмотр теле- и видеофильмов, компьютерные или азартные игры, беспорядочный секс и т.д.). Независимо от средства или способа ухода от реальности целью аддиктивного поведения является «бегство» от обыденности, одиночества, эмоциональных, межличностных, материальных проблем, конфликтных ситуаций. Подросток стремится снять напряжение и получить возможность пережить интенсивные позитивные эмоции.

Здесь и должна сыграть свою роль профилактическая работа, направленная на предупреждение аддиктивных проявлений. В зависимости от возрастных особенностей объекта, на который она направлена, профилактическая работа имеет два уровня, соответствующие возрасту ребенка.

«Начинать профилактическую работу целесообразно в младшем школьном возрасте, поскольку привить здоровые привычки и попытаться исключить плохие необходимо как можно раньше. Если к 11 — 12 годам у ребенка сформированы привычки, связанные со здоровым поведением, то такие дети уже достаточно устойчивы к попыткам изменения».

Дети среднего и старшего школьного возраста нуждаются, как правило, уже в коррекции поведения и привычек. Поэтому технологии работы с детьми старше 11 — 12 лет включают обучение способам преодолевать конфликты и кризисные ситуации, осознанно выбирать ту модель поведения, которая не вредит здоровью, справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для себя как личности.

Любая профилактика должна учитывать причины возникновения зависимостей, то есть быть причинно-ориентированной. Поскольку психическое, физическое и социальное здоровье ребенка зависит от социального окружения, личности самого воспитуемого и общественных условий, то и профилактическая работа должна строиться таким образом, чтобы гармонизировать все эти факторы. И если в сельской местности социальное окружение не «делится» на отдельные, изолированные сферы, то в условиях крупного города приходится учитывать семью, школу, неформальную группу как самостоятельные, зачастую изолированные либо не соприкасающиеся между собой факторы влияния на ребенка.

Как показывают исследования, большинство детей и подростков все-таки не употребляют наркотики, значит, они обладают ресурсами противостояния зависимостям; эти ресурсы необходимо изучать и использовать в профилактической работе. Профилактическая деятельность должна иметь не разовый, эпизодический характер, а представлять собой долгосрочный, протяженный во времени процесс обучения и воспитания, в котором могут быть выделены два этапа.

На первом этапе профилактической работы следует сосредоточить внимание на специфическом информационном посредничестве, формирующем у детей знания о средствах, вызывающих удовольствие и зависимость, об их действии и последствиях. На этом этапе у воспитуемых складывается осознанное отношение к указанным средствам. Наконец, у них формируются навыки критического отношения к рекламе любых средств зависимости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Экологическое воспитание как актуальное направление дошкольной педагогики
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, фо ...

Содержательно-организационная модель интеграции внутри учреждения дополнительного образования детей
Моделирование – один из теоретических методов исследования. Моделирование характеризуется как воспроизведение характеристик некого объекта на другом объекте, созданном для их изучения. Этот второй объект называется моделью (компоненты и ведущие связи феномена). Модель интеграции дополнительного и других сфер образования в условиях учреждения дополнительного образования детей (модель «внутренней и ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru