Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Новая педагогика » Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Страница 10

Способность понимать любые художественные произведения - не привилегия для избранных, особо одаренных детей. Ее можно развить. Однако научить детей можно лишь тому, что умеешь и глубоко понимаешь сам.

Учитель искусства может преуспеть в освоении смежных искусств, для чего необязательно получить дополнительно второе, третье и т.д. профессиональное образование. Не случайно Р.Шуман говорил, что «Музыкант превращает картинку в звук. Для художника стих превращается в картинку».

Содружество муз без назидания может проникнуть внутрь ребенка, распахнуть его сердце.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Синтез искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства – весь этот комплекс, по мнению педагогов и психологов (Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, К.В.Тарасова, Р.М.Чумичева и др.), наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.

Взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельности взрослых и детей в образовательном процессе стали основным правилом в построении системы занятий с детьми.

Принципиально важным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизация всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской художественно-творческой деятельности.

Каждая из представленных систем интегративных занятий базируется на единых методических основаниях.

Помимо традиционных методов применяются методы, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.

Метод одномоментности. Основан на одновременном восприятии произведений различных видов искусств. Данный метод способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности, способствует более полному усвоению информации, вызывает яркий эмоционально-чувственный отклик за счет глубокого погружения в мир цвета, звука, слова. Использование этого метода, по мнению авторов, обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности художественных образов в рисунке, пластике движений, мимике, жесте, словесном творчестве.

Метод контрастности. Строится на противоречии эмоционально-образного настроя различных произведений искусства. Данный метод обостряет остроту ощущений ребенка при восприятии музыкального, зрительного, поэтического ряда, облегчает их сопряжение с внутренним миром малыша. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчетливы. В более старшем возрасте применяются контрастные сопоставления произведений с постепенным уменьшением контрастности образов.

Метод «подмастерья». Позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.

Учитывая тяготение дошкольников к игровой деятельности, как к их естественному творческому проявлению, авторы отводят детской игре ведущее место в «технологическом оснащении» программ. Причем ставка делается на театрализованные игры: инсценирование, игры-драматизации, сценические этюды, имитационные игры и упражнения и т. д. Весьма эффективны игры в «живые картины», «путешествия по картине» и создание ситуации «мнимого» присутствия в картине. Использование элементов пантомимы и театрализации вносит в занятие моменты занимательности, способствует осмыслению изобразительного образа. Особое место отводится сказке. Сказка на занятиях интегрированного характера облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, придуманных детьми, становится красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как вся эта информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк и музыки.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Похожие статьи:

История, современное состояние и структура МАДИ
Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) был учрежден постановлением СНК Союза ССР №748 от 13 декабря 1930 года на базе автодорожного факультета Московского института инженеров транспорта и Высшей автодорожной школы ЦУДОРТРАНСа. С 2001года носит название Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) (МАДИ (ГТУ)). Главной задачей университета является ...

Классификация педагогических технологий
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют дос ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru