Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Новая педагогика » Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Страница 6

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось ранее, а ее мотивацию. Так, например, Р.М.Грановская и Ю.С.Крижанская пишут: «…люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются, в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные».

Креативность (или творческость). В материалах исследований психологии творчества, проверенных в последнее время, содержится довольно много параметров, характеризующих это свойство личности. У П.Торренса их четыре (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность), у В.Лоуэнфельда – восемь (умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей), у А.Н.Лука их выделено более десяти.

«Креативность, - пишет П.Торренс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Есть в его работах и более строгое описание. Так понятие – «беглость» он рассматривает как способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

Гибкость – представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Противоположное качество называют инертностью мышления.

Оригинальность – один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Другой полюс креативности обозначается термином – «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие детально, творчески разрабатывают существующие. Считается, что это разные способы реализации творческой личности.

Интеллектуально-творческий потенциал личности (или, иначе говоря, одаренность) не может быть сведен к какой-то одной характеристике, это понимание влечет за собой особое отношение к его выявлению и развитию.

Получение первичной информации о развитии и направленности интересов ребенка может быть выявлено при помощи диагностических приемов. Информация о детях, полученная в результате, оказывает существенную помощь в работе (см. приложение «Диагностика музыкальных способностей детей»). С помощью диагностики можно активизировать в том или ином направлении работу с детьми (развитие певческих данных, тембрового, ритмического слуха, активизация внимания, муз.памяти и т.д.).

Задачи музыкального образования и воспитания детей включают:

- развитие музыкального восприятия;

- формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса;

- приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- развитие музыкальных способностей (ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения, формирование чувства ритма, гармонии; способность к музыкально-слуховому представлению непосредственно проявляется в воспроизведении мелодии по слуху; вырабатывается музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить);

- воспитании музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее;

- развитие интереса и любви к национальной музыке своего народа и к интернациональной музыке с целью ознакомления с духовной культурой другого народа;

- приобщение ребенка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Похожие статьи:

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
Сальникова Татьяна Петровна выделяет несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Потребность в высказывании - условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребность высказываться ...

Конспект урока по народоведению по теме «русское застолье»
Преподаватель Баева Г.И. Тема: Русское застолье Цель: дать студентам конкретное представление о русском застолье, столе; добиться осознанного восприятия материала; оценить уровень подготовленности к занятиям; вызвать интерес к теме и содержанию урока; развивать самостоятельность при отборе материала; воспитывать положительное отношение к прошлому нашей Родины. Форма проведения: устный журнал. Эпи ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru