Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Новая педагогика » Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Страница 2

И вот уже сделали вывод, что понимание искусства и отклик на него – прерогатива узких специалистов, что все попытки самостоятельно постигнуть художественное произведение и выйти на духовный контакт с его автором обречены на неудачу.

Почему же тогда И.С.Бах и другие великие художники высказывали схожие мысли: что музыку можно и должно понимать без знания интервалов, что искусство – универсальный язык общения, понятный каждому.

И как только мы вникаем в смысл этих высказываний, сразу начинаем понимать, что нас «обокрали». То, что необходимо каждому человеку в повседневной его жизни, в минуты досуга и глубокого размышления над Бытием как некий ориентир, мы недополучили. Где? Когда?

Духовное богатство и гармоничная личность, обещанные школой, обернулись духовной пустотой. Возникает ли у городской, областной, государственной власти тревога и головная боль за будущее и духовное здоровье нации? Результаты такого долгого пренебрежения к искусству властей мы уже ощущаем сегодня, а что же завтра? Дух воспитывается только духом, так в какие руки уже сегодня попадают наши дети, если еще вчера мы забыли про дух?

Можно назвать основные причины отчуждения детей от искусства, чтобы выработать стратегию и тактику преодоления этого негатива:

а) недопонимание учителями законов искусства в целом (его целей, задач, функций, механизмов восприятия);

б) господство логического способа обучения и монологического общения;

в) замыкание предметов художественного цикла в узкоспециальные рамки;

г) механистическое перенесение методов общей дидактики, бытующих в естественно-научной сфере, на художественную почву.

Действенно искусство будет лишь в том случае:

- если будет понят его смысл;

- если педагог будет нести детям культуру художественного видения мира, формировать эстетическое отношение, «родственное» внимание к миру;

- если во время занятий будет реализован художественно-образный метод познания.

В данное время мы можем наблюдать тревожную закономерность: учителя музыки не могут постичь смыслов произведений живописи, преподаватели изобразительного искусства используют на уроках музыку в качестве иллюстрации или фона, учителя литературы ощущают психологический барьер в момент включения в контекст урока как музыки, так и живописи, учителя начальных классов испытывают затруднение в организации детских сочинений по картинам.

Общественное сознание еще не прониклось идеей Э.Канта, что «научный человек есть продолжение художественного», что искусство зачастую идет впереди науки и философии в поисках новых форм познания действительности. Не сформировав художественного мышления, человек не может встать и на путь науки. Разве инженеру, ученому не нужны фантазия, интуиция, воображение, вдохновение, пространственное мышление?

В какой предметной области эти качества тренируются наилучшим образом? Конечно же – в художественном творчестве, но только в том случае, если мы изменим методы обучения на соответствующие природе искусства.

Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности, мы проявляем свое отношение к познаваемому миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека и влияющий на его протекание.

Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе.

Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понять происходящее, более тонко проникать в переживания других людей.

Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

В жизни детей эмоции играют важную роль, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте
Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего изб ...

Организация профессионального отбора на педагогическую специальность РФ и Франции
В воспитательной концепции Франции практика профессиональной ориентации организуется комплексно, в сочетании различных форм, методов, средств, существенно повышающих воспитательный потенциал профориентационной работы. Методы профориентационной работы. Прежде всего, остановимся на классификации методов профориентации. Методы информирования. К ним, по мнению Н. Шове и В. Коэн-Скали, относятся: знак ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru