Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Новая педагогика » Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Страница 5

Значительно активизировались исследования в этой области в конце 80-х годов. Опубликованная в это время «концепция творческой одаренности» А.М.Матюшкина представляет собой комплекс интеллектуальных, творческих и мотивационных факторов. Рассматривая ее как общую предпосылку творческого развития и становления творческой личности А.М.Матюшкин выделяет пять ее составляющих (структурных компонентов):

а) доминирующая роль познавательной мотивации;

б) исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

в) возможности достижения оригинальных решений;

г) возможности прогнозирования и предвосхищения;

д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является модель, разработанная одним из известных американских специалистов в области обучения одаренных детей Дж.Рензулли. Согласно Дж.Рензулли, одаренность есть стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены: знания (эрудиция) и благоприятствующая, окружающая среда.

Выделенная Дж.Рензулли триада, представляемая автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, в несколько модифицированном варианте присутствует в большинстве современных концепций одаренности.

Так, например, П.Торренс в собственной концепции использует аналогичную триаду: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Творчество в его понимании – естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности. Разработанные им на основе собственной концепции одаренности методики диагностики креативности широко применяются во всем мире при идентификации одаренных детей.

Максимальный уровень творческих достижений возложен при сочетании всех трех факторов. Так, например, высокий уровень показатель творческих способностей (результат тестирования) – необходимое, но недостаточное условие достижения высоких результатов в творчестве научном, художественном, техническом и других его видах. При отсутствии творческой мотивации (ориентированной на задачу) даже наличие творческих умений (необходимые знания, владение технологией и т.п.) неспособно обеспечить высокий результат. Только при наличии всех трех параметров можно ожидать выдающихся достижений.

Слагаемые одаренности. Выделенные Дж.Рензулли компоненты модели необходимо рассмотреть более подробно, так как в конкретизации нуждаются как они сами так и связи между ними. Именно это ядро является в наиболее общем виде программой для разработки диагностических методик и дидактических аспектов проблемы (содержание, формы и методы) обучения одаренных детей и развития творческого потенциала каждого ребенка.

Мотивация. В основе любых действий человека лежат самые разные мотивы. Но при этом одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие подчиненное положение. Это явление получило наименование – направленность личности.

Направленность – одна из основных характеристик творческой личности, выражена она в иерархической структуре мотивационно-потребностной сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (художественная, спортивная, коммуникативная и др.) доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Важные аспекты этой проблемы вскрыты в исследованиях психологов В.Э.Чудковского и В.С.Юркевич. Они отмечают в частности: «…умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная таким образом, содействует развитию данных способностей. Эта мысль многократно подчеркивалась многими зарубежными и отечественными исследователями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных дизартрией
Известно, что дизартрия это нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Двигательные нарушения, могут быть выражены в разной степени: от паралича до незначительных отклонений в движении орга ...

Применение игровых технологий на уроке географии
Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; 3) как форма активного обучения (нестандартный урок); 4) как ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru