Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Новая педагогика » Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях

Страница 4

В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают художественная литература, природа и игра.

Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и в различной художественной деятельности детей.

Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей и одаренности детей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде деятельности.

Пределы развития личности неизвестны, потому и принято считать, что возможности развития каждого ребенка «безграничны». Практически это так и есть, однако теоретически этот предел существует, и та его часть, которая определяется генотипом, обычно и именуется «одаренностью».

Таким образом под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей. В ходе психогенетических исследований доказано, что данный генетический компонент в значительной мере определяет как конечный итог (предел), так и индивидуальный темп развития.

Несмотря на это использование термина – «одаренность» традиционно вызывает много споров, в особенности, когда под ним понимается некая генетически обусловленная исключительность (одаренные дети). Также возможно и другое толкование, высвечивающее иной аспект проблемы одаренности, - мозг человека с его способностью к творчеству – величайший дар природы и в этом смысле «одаренность» предстает перед нами не как «исключительность», а как «потенциал», имеющийся у каждого «дар».

В соответствии с этим пониманием в педагогической теории и практике возникают две глобальные задачи:

· разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;

· разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.

Если эти практические задачи рассмотреть на уровне теории, то каждая из них, в соответствии с логикой системного подхода, делится на четыре частных проблемы:

- концепция одаренности;

- выявление уровня одаренности (психодиагностика);

- прогнозирование развития;

- теории, технологии и методики воспитания, обучения и развития творческого потенциала личности.

эмоциональный искусство музыкальный воспитание

Если рассматривать решение данных проблем с точки зрения формальной логики, то каждая последующая не может быть решена без предыдущей.

С точки зрения теории (психологии и педагогики) детская одаренность интересна, как явление, сама по себе, вне зависимости от того, является ли ее наличие предпосылкой будущих выдающихся достижений в науке, искусстве или практической сфере.

Долгое время одаренность рассматривали как божественный дар и лишь в середине XIX кА сформировалось представление о наследственной природе этого дара.

Вплоть до середины ХХ века одаренность определялась исключительно по тестам интеллекта. Но примерно в это же время начинает возрождаться исходное представление об умственных способностях и соответственно об умственной одаренности. Как известно, умом традиционно считали, в первую очередь, те действия, на основе подражания или определенного алгоритма (что преимущественно и выявлялось с помощью «тестов интеллекта»), а самостоятельное приобретение новых знаний, их открытие, перенос в новые ситуации, решение новых проблем.

В результате большинство исследователей склоняется к тому что ведущей характеристикой, определяющей потенциал личности, является не интеллект в его сложившемся понимании, а способность к творчеству (креативность).

Одним из пионеров этого направления был американский исследователь, учитель П.Торренс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что наиболее изобретательны и успешны в решении сложных проблем не те дети, которые хорошо учатся, и даже не те, кто имеет высокий интеллект. Точнее, эти показатели могут присутствовать, но они не являются обязательными условиями реализации личности в творчестве, для этого требуется нечто другое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Художественная деятельность как средство развития творческого воображения
Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение – основное новообразование дошкольного детства. Этот возрастн ...

Педагогическая психология и дидактика
Психика – это особое свойство высокоразвитой живой материи отражать объективную действительность. Высшая ступень психики – человеческое сознание. Возможность решить многие острые проблемы педагогики, учебного процесса дает непосредственное синтезирование этих наук – педагогическая психология. Педагогическая психология в отличие от педагогики, рассматривает вопросы: кто, что, кому, как и зачем пре ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru