О внимании дошкольников с функциональным заиканием, можно сказать следующее: в основном уровень сформированности свойств внимания находится на среднем уровне, но по-прежнему характеризуется высокой утомляемостью, результатом чего является недостаточно высокий объём внимания, слабое переключение, устойчивость и концентрация.
В ходе проведения исследования был отмечен ряд особенностей в поведении детей. В момент выполнения задания, дети чувствовали себя очень неуверенно: крутили пуговицы на одежде, ёрзали на стуле, некоторые тёрли ухо, постоянно обращались за помощью к исследователю, болезненно раегировали на неверное выполнение работы. Вероятнее всего, что двигательное беспокойство в момент выполнения задания, высокая отвлекаемость на посторонние шумы, а так же неуверенность детей в своих силах отразились на результатах выполняемой работы, и поэтому, уровень сформированности свойств слухового и зрительного внимания у дошкольников, страдающих заиканием оказался ниже, чем у дошкольников, не страдающих данным речевым расстройством.
Данное исследование помогло выявить наименее сформированные свойства внимания, на основании чего была разработана система коррекции нарушения внимания, для повышения эффективности логопедической работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста. Данная система представляет собой комплекс игр и упражнений, направленных на развитие всех свойств внимания различных модальностей.
С целью проверки эффективности воздействия данной системы игр и упражнений на формирование внимания у заикающихся дошкольников, было повторно проведено исследование по тем разделам методики констатирующего эксперимента, в ходе выполнения которых у детей возникли затруднения и дети показали слабые результаты. Повторный эксперимент подтвердил положительную динамику. Было отмечено, что у большинства дошкольников, страдающих заиканием уровень сформированности внимания по-прежнему остался на среднем уровне. Но нельзя не заметить и положительной динамики: у некоторых дошкольников с функциональным заиканием уровень сформированности свойств внимания поднялся до высокого уровня, а у двох детей с органическим заиканием, уровень сформированности данного психического процесса поднялся с низкого до среднего.
Почему же мы считаем, что коррекция свойств слухового и зрительного внимания в системе логопедической работы помогает преодолеть заикание. Вспомним о феномене фиксированности заикающихся дошкольников на своём дефекте. Ведь это и есть внимание, только направлено оно внутрь себя, на свои ощущения. Грамотно построенная логопедическая работа, включающая в себя игры и упражнения по коррекции внимания, помогает детям научится «управлять» данным психическим процессом: концентрироваться не на своём недостатке, а на способе его преодоления (для детей с выраженной степенью фиксации на дефекте), и напротив, уметь распределять своё внимание, замечать недостаток в любой ситуации, чтобы появилось желание избавиться от заикания (для детей с нулевой фиксацией).
Итак, анализируя данное исследование, можно сделать вывод о том, что оно имеет теоретическую и практическую значимость, так как проблема исследования заключается в определении эффективных направлений логопедического воздействия по коррекции внимания разных модальностей у дошкольников, страдающих заиканием органического и функционального происхождения.
Похожие статьи:
Особенности внимания заикающихся дошкольников
В последнее время логопеды все больше убеждаются, что при устранении заикания невозможно обойтись без использования психологических методов воздействия. Почему же успешное логопедическое воздействие невозможно без параллельного проведения коррекционной работы по развитию психических процессов? Дело в том, что возникшие у ребенка речевые запинки, спотыкания (несудорожного или судорожного характера ...
Виды воображения
Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своём основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов. По признаку активности различают пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, в котором образы рождаются самопроизвольно, без участия сознания и вол ...