Уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности осуществлялась на базе МДОУ “Детский сад №1 “Первоцвет” г. Чебоксары.

Для выявления уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны четыре методики, предложенные авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной: «Дорисовывание фигур», «Нарисуй что-нибудь», «Три слова», «Придумай рассказ».

Остановимся подробнее на содержании и процедуре проведения выполнения детьми каждого экспериментального занятия.

Методика «Дорисовывание фигур» использовалась нами для выявления способности изображать оригинальные образы.

Использовался следующий материал: комплект из десяти карточек.

Ребенку давали простой карандаш и карточку с фигуркой, поясняя, что он будет дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивали: «Что у тебя получилось?» Если ребенок не понимал, ему показывали один пример.

Выполнение задания градуировалось по следующим уровням:

принятие задания;

характер рисунка;

детализированность рисунка;

место элемента в общем рисунке.

Для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности или количество повторяющихся изображений. Полученные данные заносились в протокол.

Коэффициент оригинальности подсчитывался следующим образом:

К.ор. (средний по группе) = Σ К.ор. (инд.)/количество детей

Низкий уровень выполнения задания: К.ор. меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень: К.ор. выше или ниже среднего по группе на 1 балл.

Высокий уровень: К.ор. выше среднего по группе на 2 и более балла.

В соответствии с коэффициентом оригинальности выделяются следующие уровни:

Низкий уровень: дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).

Средний уровень: дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Высокий уровень: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.

Отнесение испытуемых к тому или иному уровню осуществлялось с учетом выявления степени оригинальности изображенного рисунка. В экспериментальной и контрольной группах использовались аббревиатуры ЭГ и КГ.

На рис. 1. приведены фактические данные, отражающие степень развития воображения по результатам проведения данной методики.

Рис.1. Сведения о способности детей 5-6 лет изображать оригинальные образы

Таким образом, количественные данные говорят о том, что среди детей контрольной группы вдвое больше испытуемых с высоким уровнем воображения (50%), чем в экспериментальной группе (10%) и значительно меньше детей со средним уровнем (20%) по сравнению с экспериментальной группой (50%). Детей, находящихся на низком уровне в экспериментальной группе на одного испытуемого больше (40%), чем в контрольной группе (30%).

К высокому уровню были отнесены 50% воспитанников контрольной группы и 10% воспитанников экспериментальной группы. У детей не возникало трудностей в дорисовывании фигур, в ходе беседы с экспериментатором охотно рассказывали о своих рисунках.

Дети, оказавшиеся на высоком уровне, демонстрировали следующие характеристики:

давали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки;

рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми;

предложенная фигура являлась обычно центральным элементом рисунка.

Интересно проследить поведение ребенка в процессе деятельности.

Миша П. (экспер. группа), просмотрев все фигуры, принялся их дорисовывать. Через 10 минут, закончив рисовать, положил карандаш на стол и сказал: «Все».

Экспериментатор. Что у тебя получилось?

Миша. Завод. Там машины делают.

Экспериментатор. Почему ты нарисовал завод, а не что-то другое?

Миша. Не знаю. Мне показалось, что это завод.

С большим удовольствием рассказал о других нарисованных фигурах.

На среднем уровне оказалось 50% воспитанников экспериментальной группы и 20% воспитанников контрольной группы. Для этих детей были характерны следующие особенности:

дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей;

всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Обратимся к конкретному примеру.

Миша Р. (экспер. группа) долго думал, прежде чем дорисовать фигуру. Нарисовал дом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Педагогическое общение
В педагогическом общении необходимо учитывать, что установки формируются в результате оценки внешнего вида студента, его общения с преподавателем и на основании информации, полученной преподавателем о студенте. Благодаря установкам преподаватели иногда сами формируют неуспешность студента. Однако у преподавателя, владеющего техникой педагогического общения, подобные установки или вообще не возник ...

Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр Детского Творчества является структурным подразделением общей образовательной системы г. Серова. Его деятельность призвана решать вопросы развития творческой личности, эстетического воспитания, профориентации школьников. Сейчас Центр детского творчества – это 14 хоровых групп, в которых занимается около 500 детей от ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru