Уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

На низком уровне как в экспериментальной, так и в контрольной группах не оказалось ни одного ребенка.

В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Три слова» можно сделать некоторые выводы. С поставленной задачей справились все испытуемые, о чем свидетельствует отсутствие низкого уровня воссоздающего и творческого воображения.

Методика «Придумай рассказ» использовалась для выявления творческого воображения.

Ребёнку предлагали придумать рассказ о ком-либо или о чём-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение 2 минут, это может быть не рассказ, а какая-нибудь история или сказка.

Творческое воображение ребёнка в данной методике оценивалось по следующим признакам:

скорость придумывания рассказа.

необычность, оригинальность сюжета рассказа.

разнообразие образов, используемых в рассказе.

проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

Для выводов использовались следующие критерии:

Первый признак:

2 балла: если ребёнку удалось придумать данный рассказ в течение не более чем 30 секунд.

1 балл: когда на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты.

0 баллов: если за минуту ребёнок так и не смог ничего придумать.

Второй признак:

0 баллов: если ребёнок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал.

1 балл: если ребёнок привнёс в виденное или слышанное им что-либо новое от себя.

2 балла: если сюжет рассказа полностью придуман самим ребёнком, необычен и оригинален.

Третий критерий:

0 баллов: если в нём с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например, только о единственном персонаже (событии, вещи), причём с очень бедными характеристиками этого персонажа.

1 балл: если в нём встречается 2-3 разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон.

2 балла: когда в рассказе имеются 4 и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Четвёртый признак:

0 баллов: если персонажи (события, вещи) в рассказе только называются ребёнком и никак дополнительно не характеризуются.

1 балл: если, кроме названия, указывается ещё 1-2 признака.

2 балла: если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются 3 и более признаками.

Пятый признак:

0 баллов: если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождается никакими эмоциями со стороны самого рассказчика.

1 балл: если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ.

2 балла: если сам рассказ, и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями.

Основываясь на данные признаки и критерии, мы делали общий вывод об уровне развития:

10 баллов: очень высокий уровень

8-9 баллов: высокий уровень

4-7 баллов: средний уровень

2-3 балла: низкий уровень

0 балл: очень низкий уровень

Остановимся на результатах данного экспериментального занятия (рис.4.).

На высоком уровне дети экспериментальной и контрольной групп (по 10%) придумывали рассказ в течение 30 секунд. Сюжет рассказа был придуман ребенком. В рассказе имелось 2-3 персонажа, охарактеризованные 1-2 признаками. Передача рассказа была достаточно эмоциональна и выразительна. Обратимся к конкретному примеру.

Рис.4. Распределение испытуемых по степени интенсивности творческого воображения

Миша П. (экспер. группа). Жил-был дворец. Он был живой, как в сказке. Тут проходила бабушка. А дворец спал. Она нашла трещину и зашла туда. Там была лестница. Она хотела на нее забраться, но лестница с треском упала. «Кто вы?» - спросил дворец. «Я – бабушка», - ответила она. «А что здесь делаете?» «Я думала здесь люди есть». «Нет здесь никого. Уходите», - сказал дом. И прогнал бабушку.

На среднем уровне предлагаемое задание выполнили 50% воспитанников экспериментальной группы и 60% воспитанников контрольной группы. Дети придумывали рассказ так же быстро, как и дети с высоким уровнем, но чаще всего пересказывали то, что они слышали ранее. Эмоции были едва выражены и слушатели слабо реагировали на рассказ. Как правило, дети пересказывали рассказы и сказки, которые им читали в детском саду и дома. Иногда дети использовали сказочных персонажей в придуманных ими историях. Например:

Даша И. (экспер. группа). Жили-были дед да баба. Были у них петух и собака. Они ушли. Собака жила у дерева. А петух забрался на дерево. Тут пришла лиса и говорит петуху:

- Пойдем ко мне в гости.

- Нет, я без хозяина не могу.

- А где твой хозяин?

- Он в дупле ночует.

Лиса прыгнула в дупло. А собака ее за нос укусила.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: аудированию и говорению (условно- коммуникативному или коммуникативному). Для достижения этой цели используются технические средства обучения. Совр ...

Рефлексивные умения в профессиональной деятельности учителя
Рефлексия является одним из двигателей саморазвития личности, помогающая эмоционально пересмотреть, «пережить» осознаваемые достоинства и недостатки собственной личности. Рассматривая проблему рефлексии, мы акцентируем внимание на некоторых аспектах, которые представляются наиболее важными в рамках нашего исследования. Понятие рефлексии рассматривалось в работах философов (С.В.Гегель, Р.Декарт, И ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru