Уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Экспериментатор. Что у тебя получилось?

Миша. Дом.

Экспериментатор. А почему у него только окна, а двери нет?

Миша. Дверь у него сзади.

Дорисовывает другую фигуру.

Миша. Нарисовал.

Экспериментатор. Что у тебя получилось?

Миша. Еще один дом.

Экспериментатор. Получилось два дома? А почему ты нарисовал еще один дом? Можно было нарисовать что-то другое.

Миша. Не хочу. Пусть будет два дома.

На протяжении всего занятия вертелся, отвлекался, но с интересом выполнял задания.

Низкий уровень вобрал в себя 40% воспитанников экспериментальной группы и 30% воспитанников контрольной группы. Эти дети:

фактически не принимают задачу;

рисуют либо рядом с заданной фигурой что-то свое, либо дают беспредметное изображение;

рисуют схематичные рисунки.

Дети с низким уровнем либо не желали рисовать вообще, либо замыкались, когда экспериментатор задавал вопросы.

Илья П. Олег. (контр. группа), зайдя в комнату, сел на стул, крепко зажав кулаки. После объяснения задания, взял карандаш в руки и принялся рисовать. Закончив рисовать, положил карандаш на стол, не сказав, что дорисовал фигуру.

Экспериментатор. Что у тебя получилось?

Илья. Молчит.

Экспериментатор. Это у тебя, наверное, домик?

Илья. Кивает головой.

Экспериментатор. А это у тебя кто? Ты птичку нарисовал?

Илья (почти шепотом) Снеговик.

На протяжении всего занятия молчал, боялся говорить с экспериментатором. Но с большим удовольствием дорисовывал фигуры.

В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Дорисовывание фигур» можно констатировать, что дети легко справились с заданием, необходимости в показе примера дорисовывания фигуры не возникало, что свидетельствует о принятии задания каждым ребенком.

Методика «Нарисуй что-нибудь» использовалась нами для выявления способности изображать оригинальные образы.

Ребенку давали лист бумаги, цветные карандаши и предлагали придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Далее оценивалось качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делался вывод об особенностях воображения ребенка.

Степень изображения оригинальных образов оценивалась по следующим признакам:

10 баллов: ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов: ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов: ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла: ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем, на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла: за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовать, лишь отдельные штрихи и линии.

В соответствии с данными признаками делался вывод об уровне развития воображения:

10 баллов: очень высокий уровень

8-9 баллов: высокий уровень

5-7 баллов: средний уровень

3-4 балла: низкий уровень

0-2 балла: очень низкий уровень

Анализ полученных данных позволил нам распределить детей по уровням от самого высокого до самого низкого (рис.2.).

Рис.2. Распределение испытуемых по уровню творческого воображения по результатам проведения методики «Нарисуй что-нибудь»

На очень высоком уровне оказалось 20% воспитанников экспериментальной группы. За отведенное время 2 ребенка придумали оригинальный рисунок, тщательно проработав его детали. Приведем пример.

Настя З. нарисовала дом, в котором она живет. Сначала нарисовала само здание, затем нарисовала окна. Начинала рисовать с верхних этажей.

Экспериментатор. Сколько этажей в твоем доме?

Настя. Пять. Я живу на первом этаже.

Экспериментатор. А это у тебя кто?

Настя. Это птица. Одна птица спит, а другая ранена. У нее хвост в крови.

В ходе занятия использовала все цветные карандаши, просила помощи нарисовать птицу. Поняв, как рисуется птица, вторую нарисовала сама. В конце занятия попросила еще лист для другого рисунка.

Дети, причисленные к высокому уровню (20% воспитанников экспериментальной группы) также с интересом отнеслись к выполнению задания. Хотя изображение не являлось совершенно новым, дети нарисовали достаточно оригинальные рисунки. Проиллюстрируем примером:

Настя В. нарисовала девочку в лесу.

Экспериментатор. А почему ты нарисовала весь рисунок простым карандашом?

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Использование современных образовательных технологий - один из критериев успешности учителя
Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того - вопреки ей. Воздействие социокультурного окружения, воздействие СМИ и Интернета настолько сильно и вездесуще, что целенаправленная педагогическая деятельность отступает, становится менее существенной. Среди ощутимых потерь за последние полтора десятилетия можно назвать утрату стратегии в воспит ...

Приёмы работы с рифмовками
Главное в работе каждого учителя – это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. В значительной мере этому способствует работа над поэтическими произведениями, которые развивают ребёнка, обогащают его духовный мир, прививают чуткость к поэтическому слову, радуют и изумляют музыкальностью и яркостью языка, учат ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru