Исследовательская процедура включала: разработку тестовых заданий для определения уровней каждого их указанных компонентов; тестирование информационного компонента готовности (оценка знаний студентов); операционального компонента готовности (уровень владения способами деятельности); мотивационного компонента готовности – с использованием анкетного опроса; расчет интегрального компонента готовности.
Было выявлено, что проявления знаний студентов являются неудовлетворительными на всех уровнях (воспроизведения, стандартного оперирования, творческом и интегральном). Только 5,9% студентов показали средний уровень знаний; 12% - критический уровень знаний и 82% студентов имеют недопустимый уровень знаний.
Недостаточный уровень сформированности знаний студентов зависит от некоторых факторов. Среди них можно указать такие, как недостаточное внимание преподавателей к реализации системы теоретической подготовки в сфере коррекционно-педагогической деятельности с трудными подростками в области изучения дисциплин (теория и методика физической культуры, педагогика, психология), представление информационного материала в рамках содержания учебного предмета без попыток его интеграции на основе преемственности.
Изучение операционального компонента готовности студентов, отражающего владение способами педагогической деятельности, показало, что уровень владения способами деятельности студентов находится на критическом уровне. Средние значения оценок колеблются от 5,003 до 5,363 (при максимально возможной оценке в 7 баллов). Средний уровень оценок студентов в педагогической деятельности равен 5,180. Из всех тестируемых 38% студентов имеют средний уровень оценок, а 62% студентов имеют критический уровень.
Можно сделать предположение, что студенты, в общем, владеют способами профессиональной деятельности, но этого явно недостаточно для обеспечения ее качества. По всей видимости, система подготовки студентов в рамках дисциплин теория и методика физической культуры, психология, педагогика в связи с формированием способов воспитательной деятельности с трудными подростками, является недостаточно эффективной. Одним из путей повышения эффективности системы, на наш взгляд, может быть разработка и реализация содержательного обеспечения образовательного процесса на основе межпредметной интеграции посредством введения специального курса.
Среднее значение сформированности мотивационного компонента готовности студентов равно 2,709. В соответствии с используемой шкалой оценивания это значение соответствует допустимому уровню мотивации достижения. Показатели готовности студентов к воспитательной деятельности с подростками, имеющими девиации в поведении, колеблются в пределах от 1,0 до 4,16 баллов. Из всего количества респондентов низкий уровень мотивации имеют 2,9% студентов; средний уровень мотивации – 88,2% студентов и высокий уровень – 8,8% студентов.
Среднее значение показателя интегрального качества (ПИК) готовности к воспитательной деятельности у тестируемых студентов равно 0,17. Было выявлено, что 91% исследуемых имеют значение ПИК от 0,08 до 0,22 в классификационном ряду; 8,9% студентов имеют значение ПИК от 0,39 до 0,42. Показатели интегрального компонента готовности будущих специалистов к коррекционно-педагогической деятельности средствами физической культуры можно оценить как критические.
Полученные данные позволяют предположить, что система формирования готовности будущих специалистов в сфере физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками, реализуемая в процессе их профессиональной подготовки является недостаточно эффективной. Это обстоятельство подтверждает необходимость изменения существующей системы информационного обеспечения студентов в контексте воспитательной деятельности с трудными подростками в процессе их профессиональной подготовки.
По вопросам реализации системы профессионального образования на факультете основная часть студентов (86%) оценили уровень профессионализма преподавателей как хороший и отличный. Вместе с тем, 21% опрошенных респондентов отмечают недостаточный уровень использования современных технологий и 37% - реализации индивидуального подхода. Видимо, поэтому, качество организации образовательного процесса 54% оценили на оценки "хорошо" и "отлично", 46% на оценку "удовлетворительно".
Похожие статьи:
Выявления индивидуальных особенностей детей и оказания
психолого-педагогической помощи педагогам в организации учебно-воспитательного
процесса
Когда возникает критическая ситуация, мудрствование пропадает, а спасает только умение. В моей практике взаимодействия с обучающимися с диагнозом умственная отсталость таким умением оказалось построение взаимодействия на основе личностного подхода, с учетом их индивидуальных особенностей. Работая долгое время в специальной (коррекционной) школе-интернате я все больше наблюдала как у многих педаго ...
Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
По мнению Лисиной и Ломова психическое развитие и формирование личности ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, а также по мнению Д.Б. Эльконина с опорой на ведущий вид деятельности ребенка. Так как развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка, то при создании определенных условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С. Выго ...