Исторические корни технологий воспитания и обучения

Страница 2

"Сократ. .Ведь ты-то это определенно знаешь, и, разумеется, это лишь малая доля твоих многочисленных знаний.

Гиппий. Конечно, малая доля, Сократ, клянусь Зевсом, ничтожная, можно сказать.

Сократ. Значит, я легко научусь, и никто меня больше не изобличит

Гиппий. Разумеется, никто: ведь иначе я оказался бы ничтожеством и заурядным человеком.

Сократ. Клянусь Герой, хорошо сказано, Гиппий, – лишь бы только нам одолеть того человека! Но не помешать бы тебе, если я стану подражать ему и возражать на твои ответы, – чтобы ты как можно заботливее научил меня .

Гиппий. Ну что ж, возражай!

Сократ. "Так ответь мне, чужеземец, – скажет он, – что же такое прекрасное?"

Гиппий. .прекрасное – это прекрасная девушка.

Сократ. Прекрасный и славный ответ, Гиппий . Я хочу только заметить, что он на это скажет.

Гиппий. Говори же.

Сократ. "Хорош же ты, Сократ! - скажет он. - Ну, а разве прекрасная кобылица, которую даже и бог похвалил в своем изречении, не есть прекрасное?" Что мы на это скажем, Гиппий?".

Благодаря продуманности воздействий Сократу удается инициировать в своем собеседнике интеллектуальную активность, увидеть за внешней легкостью вопроса его глубинную суть и подвести к самостоятельному решению о правоте своих суждений.

Существенный вклад в развитие искусства толкования внешнего облика внес Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), названия работ которого говорят сами за себя – "О том, каков человек сам по себе", "О том, что человек имеет", "О том, что человек представляет", "О физиогномике" и др. Английский естествоиспытатель Ч. Дарвин (1809 – 1882) в своем труде "О выражении эмоций у человека и животных", находясь на материалистической позиции и отстаивая эволюционность в природе, обосновал приспособительный характер эмоциональных состояний человека, что позволяет выявлять закономерности этих проявлений.

При исследовании взглядов педагогов, учитывающих личностные и индивидуальные особенности детей, непременно обнаруживается повышенный интерес к внешней выразительности отношенческой позиции как воспитанников, так и воспитателей, поскольку она определяет возможность и характер прикосновения к личности ребенка в процессе формирования у него ценностных отношений к окружающим объектам. Прикосновение педагога должно пленять и очаровывать детей, побуждая их тем самым на выбор таких форм взаимодействия с миром, которые соответствовали бы уровню современной культуры.

Еще Демокрит (460-371 до н.э.) замечал: лучше побуждать к добродетели внутренним влечением и убеждением, чем назиданием, законом и силой. Рассуждая о воспитании оратора, Марк Фабий Квинтилиан (ok.35-ok.96) писал: "Учение должно быть для него забавою; надо поощрять его то просьбами, то похвалами, доводить его до того, чтобы он радовался, когда что-нибудь выучит . чтобы соперничал в успехах со своими сверстниками и часто считал себя победителем; для этого не лишни и награды ."; и далее: " .прилежание зависит от доброй воли, на которую нельзя подействовать принуждением".

В современной терминологии суждения этих античных авторов звучат так: оба говорят об отношении ребенка в процессе его воспитания и образования, причем М.Ф. Квинтилиан указывает на обязательность переживания детьми успеха своей деятельности как важнейшего фактора, стимулирующего дальнейшее личностное развитие. При этом формы воздействия отбираются в соответствии со стремлением возбудить в ребенке желание самосовершенствования,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития «высших компетентностей»
Современный анализ метода проектов, с нашей точки зрения, не может обойти концепцию «высших компетентностей» Дж. Равена и его анализ передовой педагогической практики. К сожалению, основные педагогически ориентированные работы Равена не переведены на русский язык, однако мы уже «имеем под рукой» две его книги. Дадим слово самому автору при кратком изложении его одной из основных педагогических ра ...

Воспитание эмоциональной сдержанности
Эмоциональные процессы являются той сферой пси­хологического бытия ребенка, которая заряжает и ре­гулирует все остальные его функции, такие как воспри­ятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль яв­ляются целью и продуктом воспитания, особенно у холериков и сангвиников. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существ ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru