Исторические корни технологий воспитания и обучения

Страница 4

Швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци (1746-1827), мечтавший о социальном преобразовании общества путем развития истинно человеческих сил, пропагандировал идею разностороннего и этичного воспитания, согласующегося с природой самого ребенка. Всякое воспитательное воздействие как целенаправленное влияние педагога на личность должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника. Настаивая на неразрывности обучения и воспитания, он ввел в педагогику понятие "воспитывающее учение", совмещающее умственное образование с нравственным воспитанием. Стремясь к созданию в школе атмосферы семейной любви, он многое заимствовал из уклада жизни простых людей. Вот что пишет И.Г. Песталоцци в ответ на удивление педагога, пораженного взаимоотношениями учителей и детей в его школе: "Он не знает воздействия сердечности, пожатия руки, кивка, улыбки; он не понимает значения забавы и шутки, важности совместного переживания радости и целящего воздействия веселого расположения духа .". В терминологии нашего времени это означает: И.Г. Песталоцци уделял много внимания созданию в школе благоприятного психологического климата и педагогической технологии. Следовать природе ребенка, в его понимании, – значит творчески разнообразить средства воздействия, а отнюдь не потакать причудам и капризам детства.

Множество примеров искусного прикосновения к личности ребенка содержится в педагогическом наследии таких мыслителей восемнадцатого столетия, как Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Гербарт, А. Дистервег, Р. Оуэн, и далее, при описании частных вопросов технологии, мы будем апеллировать к ним. Однако уже на основе вышеприведенных примеров педагогической мысли прошлого можно утверждать, что педагогическая технология в качестве оптимального прикосновения к личности воспитанника существует издавна.

Идеи воспитания, высказанные в античности, в средневековье эпоху Просвещения, получают свое дальнейшее развитие в трудах педагогов более позднего периода.

Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824-1870/71) в разработке теории педагогики использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук, так как все они, изучая человеческую природу, предоставляют педагогике ценнейший материал. Отстаивая идею гармонично развитой личности, он делает акцент на нравственном воспитании и потому требует от учителя нравственного отношения к детям, когда бы в школе исключался страх, принуждающий их "к неподвижности, к классной скуке и лицемерию". Дурные привычки ребенка К.Д. Ушинский предлагает удалять не хирургически, а пользуясь приемом вытеснения, продвигаться к формированию нравственности постепенно, не унижая при этом одного ребенка сравнением с другим.

С.Т. Шацкий (1878-1934), исследуя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином. Выявив особенности организации воспитательной среды, он обрисовал закономерные результаты ее воздействия как на отдельную личность, так и на коллектив: " .человек, желающий действовать на другого, концентрирует все влияние среды в своей личности, а затем действует на другого человека". Данное положение звучит для нас сегодня особенно актуально. Столкнувшись с обострением социальной обстановки, многие учителя разводят руками: "Что мы можем сделать?" А сделать мы можем многое. Для этого нужно оценить характер влияния окружающей среды на себя как носителя определенной культуры, а затем раскрыть перед детьми свое отношение к окружающему миру в доступной и пленительной для детей форме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Использование компьютера на уроках
В настоящее время во всех школах идет раннее обучение иностранному языку. И порой недостаточно использовать традиционные средства обучения, такие как учебник, картинки и тому подобное. Поэтому все чаще учителя иностранных языков стали использовать на своих уроках компьютер. Основной причиной использования компьютерных программ можно считать то, что часто на уроках иностранного языка процесс вовле ...

Формирование грамматических навыков
Социокультурный подход является сложным целым, одной из составляющих которого выступает безэквивалентная лексика, топонимика, имена собственные и др. Эти составляющие находят свое отражение в таких источниках информации, как жанрово-стилистические разновидности аутентичных текстов, которые содержат социокультурную информацию о стране изучаемого языка, ее культуре, традициях. При этом аутентичные ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru