Исторические корни технологий воспитания и обучения

Страница 7

Принципиальные, с точки зрения педагогической технологии, положения эти ученые сформулировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия: 1) сочетание требования с уважением к детям; 2) разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия; 3) доведение этого воздействия до конца.

В 70-е годы педагогическая техника внедряется в педагогические вузы посредством театральной педагогики. Основное внимание обращено на речевое воздействие: дыхание, голос, дикция, произношение, ударение, интонация и экспрессивная окраска, логика роения фраз и т.д.

Большой популярностью в педагогических кругах пользовались великого русского режиссера К.С. Станиславского (1863-1938) о подготовке актеров и режиссеров к сценической деятельности. Сравнение этих двух профессий, педагога и актера, давно обнаружило сход между ними, а А.С. Макаренко настаивал на необходимости обучения педагога приемам актерского мастерства. Действительно, целый комплекс упражнений, рекомендуемый К.С. Станиславским для работ актера над ролью, в настоящее время используется в подготовке учителя и дает при этом позитивные результаты. Привлечение системы К.С. Станиславского, как показывает современная практика, улучшает выработку у будущих педагогов навыков профессионального владения речью, мимикой, пластикой, движением, расширяет сферу эмоциональной выразительности, развивает память и внимание, воображение и т.д.

Вместе с тем не следует забывать, что артист на сцене и педагог – это не одно и то же. Их поведение различается по цели, качеству и другим характеристикам.

Начиная с конца 60-х годов и на протяжении последующего десятилетия растет интерес к психологическим знаниям и их использованию в работе педагога. Достаточно назвать такие имена, как В.Л. Леви, А.А.Леонтьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, исследования которых получили признание и стали популярными в эти годы. Глубоко вникая в вопросы настроения и чувств, психологию общения и воздействия, они сумели показать прикладную сторону выявленных закономерностей.

В.М.Коротов, адресуя свою книгу начинающему учителю, особо подчеркивал необходимость практической подготовки: "Знания без умений, знания, непосредственно нереализуемые в мастерстве, – все равно что теория без практики". Давая практические советы, он иллюстрирует это положение конкретными примерами. Вот что он говорит о педагогическом требовании в незнакомом учителю классе: "Отношение к учителю и организуемой им деятельности только начинает вырабатываться с этого момента. Именно поэтому главной формой педагогического воздействия на данном этапе становится прямое требование . – И далее: – Позитивность требования всегда вызывает определенный поступок".

Естественно, что разные ученые при исследовании педагогического воздействия в качестве главных, приоритетных выделяли различные его характеристики и возможные варианты осуществления, например, отношение к категории "внушение" в истории педагогики было неоднозначным: от полного неприятия до признания универсальности. И все же внушение как метод педагогического влияния имеет серьезные основания: "Внушающее воздействие на ученика оказывает и внешний вид учителя, и обстановка школы, и своеобразно классного коллектива".

С конца 60-х и в начале 70-х годов широкую известность получили идеи Э.Ш. Натанзон о способах и приемах педагогического действия. Приняв позицию А.С. Макаренко о необходимости инструментовки педагогического воздействия, Э.Ш. Натанзон выходит на уровень отношений ученика: " .отношения интенсивно им переживаются и влияют на его деятельность, поведение, формируют и шлифуют те или иные черты его характера". Повлиять на "проживание" ребенком социально ценностного отношения можно посредством педагогического воздействия, имеющего свои характерные особенности, обусловленные создаваемой педагогической ситуацией и содержанием чувств, которые переживает школьник. В выборе конкретного приема воздействия Э.Ш. Натанзон советует исходить из мотива поступка и душевного состояния ребенка, а также продумывать заранее условия и действия педагога, чтобы ярче выразить отношение, вызвав тем самым эмоциональный отклик и помочь воспитаннику выработать новое отношение к своим поступкам.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Роль дидактического обеспечения в факультативном курсе
При организации факультативного курса важную роль играет дидактическое обеспечение. Правильно подобранное дидактическое обеспечение поможет правильно достичь поставленных целей и задач факультативного курса, донести качественную и интересную информацию до учащихся. Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, когда они используются в тесной связи с остальными ...

Творческое воображение младшего школьника
Существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода. Дети могут из всего сделать все, говорил Гёт ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru