Итальянский философ-утопист Т.Кампанелла (1568-1639) в своей книге "Город солнца" проводит мысль о ненасильственности педагогического воздействия и иллюстрирует ее примером технологического обустройства предметно-пространственного окружения: "По повелению Мудрости, во всем городе стены, внутренние и внешние, нижние и верхние, расписаны превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности, отображающей все науки . Для всех этих изображений имеются наставники, а дети без труда и как бы играючи знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста".
Выдвинув тезис: "Где для детей польза, там же должно быть для них удовольствие", – французский гуманист М.Монтень (1533-1592) разработал ряд педагогических позиций, имеющих принципиальное значение с точки зрения технологии. Так, относительно наставника он замечает: "желательно, чтобы он не только мог увлекать своим рассказом, но и слушал своего питомца". Одно из важнейших условий в работе с детьми – принятие ребенка как данности - интерпретируется у М. Монтеня в учительскую "способность снизойти до влечений ребенка", которая, по мнению автора, "присуща лишь душе возвышенной и сильной". Рассуждая о специфике обучения, М. Монтень призывает учитывать индивидуальные особенности детей, ибо то, что свойственно возрасту в целом, имеет свои исключения в частном. Высочайшего уровня технологического общения он достигает при описании "общения с другими", выделив в качестве рекомендаций шесть правил:
· не выставлять себя напоказ;
· воздерживаться в расходовании знаний;
· избегать заносчивости;
· спорить только с достойным;
· тщательно отбирать доводы (точные и краткие);
· склоняться перед истиной.
Чешский мыслитель-гуманист, педагог Я.А. Коменский (1592-1670) тоже занимался проблемой прикосновения к личности ученика: "Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высокорезультативной и место учителя самым лучшим местом под солнцем".
Его выдающийся труд "Великая дидактика" содержит комплекс технологических решений "краткого", "приятного" и "основательного" обучения детей, чтобы, "играя и шутя", доводить их "до вершин наук". В сущности, все его "исправления" являются не чем иным, как разработкой оптимальной технологии прикосновения к ученику в процессе его развития и формирования. Сюда относятся: урок как форма побуждающего примерами общения; правильное (сточки зрения суток, физиологии и возраста ребенка) распределение времени; приоритетное развитие умственных способностей; предпослание примеров правилами т.п.
На необходимость учителю в общении с ребенком учитывать его субъектно свободную позицию указывал английский философ-материалист Д.Локк (1632–1704), замечая, что учение не должно превращаться в бремя. Поэтому педагог отвергает наказание как способ воздействия, считая, что оно не может вызвать у ребенка ничего, кроме отвращения. Обилие всевозможных правил и предписаний, окружающих ребенка в жизни, которые ему трудно запомнить и которые не учитывают его возрастных и индивидуальных особенностей, оправдывают в глазах Д. Локка встречающуюся нерадивость детей. Исправить такое положение, по его мнению, можно путем многократного повторения воспитанниками действий, которые вызывают у них затруднения.
Похожие статьи:
Диагностика исходного уровня психологической готовности детей
к обучению в школе
Эксперимент проходил в д/с «Оленёнок» №2 г. Стрежевой с октября 2011 г. по апрель 2012 г. В эксперименте участвовал 21 ребенок подготовительной группы. Для первого этапа эксперимента был использован комплекс методик, состоящий из диагностики умения ориентироваться на систему требований – методика «Бусы», умения ориентироваться на образец – методика «Домик», умения действовать по правилу – методик ...
Методика развития творческих способностей участников самодеятельности
Руководитель коллектива постоянно сталкивается с необходимостью определения (диагностики) художественно-творческих способностей участников, необходимого для правильной ориентации людей, пришедших в художественную самодеятельность для занятий тем или иным видом искусства. Диагностические данные нужны ему для оптимального художественного развития каждого участника, для осуществления индивидуального ...