Исторические корни технологий воспитания и обучения

Страница 3

Итальянский философ-утопист Т.Кампанелла (1568-1639) в своей книге "Город солнца" проводит мысль о ненасильственности педагогического воздействия и иллюстрирует ее примером технологического обустройства предметно-пространственного окружения: "По повелению Мудрости, во всем городе стены, внутренние и внешние, нижние и верхние, расписаны превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности, отображающей все науки . Для всех этих изображений имеются наставники, а дети без труда и как бы играючи знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста".

Выдвинув тезис: "Где для детей польза, там же должно быть для них удовольствие", – французский гуманист М.Монтень (1533-1592) разработал ряд педагогических позиций, имеющих принципиальное значение с точки зрения технологии. Так, относительно наставника он замечает: "желательно, чтобы он не только мог увлекать своим рассказом, но и слушал своего питомца". Одно из важнейших условий в работе с детьми – принятие ребенка как данности - интерпретируется у М. Монтеня в учительскую "способность снизойти до влечений ребенка", которая, по мнению автора, "присуща лишь душе возвышенной и сильной". Рассуждая о специфике обучения, М. Монтень призывает учитывать индивидуальные особенности детей, ибо то, что свойственно возрасту в целом, имеет свои исключения в частном. Высочайшего уровня технологического общения он достигает при описании "общения с другими", выделив в качестве рекомендаций шесть правил:

· не выставлять себя напоказ;

· воздерживаться в расходовании знаний;

· избегать заносчивости;

· спорить только с достойным;

· тщательно отбирать доводы (точные и краткие);

· склоняться перед истиной.

Чешский мыслитель-гуманист, педагог Я.А. Коменский (1592-1670) тоже занимался проблемой прикосновения к личности ученика: "Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высокорезультативной и место учителя самым лучшим местом под солнцем".

Его выдающийся труд "Великая дидактика" содержит комплекс технологических решений "краткого", "приятного" и "основательного" обучения детей, чтобы, "играя и шутя", доводить их "до вершин наук". В сущности, все его "исправления" являются не чем иным, как разработкой оптимальной технологии прикосновения к ученику в процессе его развития и формирования. Сюда относятся: урок как форма побуждающего примерами общения; правильное (сточки зрения суток, физиологии и возраста ребенка) распределение времени; приоритетное развитие умственных способностей; предпослание примеров правилами т.п.

На необходимость учителю в общении с ребенком учитывать его субъектно свободную позицию указывал английский философ-материалист Д.Локк (1632–1704), замечая, что учение не должно превращаться в бремя. Поэтому педагог отвергает наказание как способ воздействия, считая, что оно не может вызвать у ребенка ничего, кроме отвращения. Обилие всевозможных правил и предписаний, окружающих ребенка в жизни, которые ему трудно запомнить и которые не учитывают его возрастных и индивидуальных особенностей, оправдывают в глазах Д. Локка встречающуюся нерадивость детей. Исправить такое положение, по его мнению, можно путем многократного повторения воспитанниками действий, которые вызывают у них затруднения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru