Исторические корни технологий воспитания и обучения

Страница 6

По мнению А.С. Макаренко, с позиции педагогической техники влияние отдельной личности на отдельную личность является фактором узким и ограниченным. Здесь он выделял, прежде всего, три компонента: воспитательный коллектив – единый трудовой коллектив педагогического учреждения; мастерство педагога; хорошее знание о воспитаннике, тщательный учет возрастных индивидуальных особенностей детей. Он отмечал, что многие детали в человеческой личности можно "штамповать на прессах", но эти "прессы" должны обладать особой точностью. Другие же детали требуют индивидуального вмешательства педагога-профессионала, мастерски владеющего палитрой педагогических влияний на ребенка. Ведущим элементом технологического подхода в воспитании, по мнению А.С. Макаренко, являются педагогические операции, из последовательного ряда которых (различающихся по деятельности, масштабности и другим признакам) складывается воспитательный процесс. Любая операция должна преследовать определенные цели: главные и второстепенные, собственно педагогические и другие (хозяйственные, бытовые и т.д.). Главные воспитательные цели операции: 1) педагогически целесообразное влияние на целый коллектив; 2) влияние на отдельную личность или группу лиц; 3) достижение "гармонического положения" администрации, коллектива воспитателей, воспитанников и отдельной личности, ранее оказавшейся в ситуации конфликта.

Соотношение целей при проведении операции может меняться, но, как замечал А.С. Макаренко, "идеально проведенной операцией будет считаться только такая, при которой все указанные цели достигаются в наиболее оптимальном виде".

Правильно проведенная операция приводит к новому состоянию в системе "коллектив - личность", к дальнейшему росту воспитательного коллектива, каждого воспитанника. Являясь органической частью технологического воспитательного процесса, педагогическая операция должна быть обусловлена логикой развития жизни и деятельности коллектива и личности. После окончания одной операции начинается другая, ряд последующих.

Педагог-гуманист В.А. Сухомлинский (1918-1970) в общении с детьми делал ставку на индивидуальное своеобразие каждой личности. Исходя из природы ребенка, он считал недопустимым "вырывать" его из естественной среды, которая служит ему не только источником личностного развития, но и является фактором нравственного и эстетического воспитания. Всякое воздействие на личность, по мнению В.А. Сухомлинского, должно развивать ее, и поэтому педагогу следует избегать наказания детей, хотя этим утверждением автор не столько отрицает наказание как прием педагогического воздействия, сколько подчеркивает, что школа и унижение ребенка несовместимы.

В 60-е годы педагогическая технология обретает статус официального существования. В этот период в Туле разрабатывается первая Программа по педагогической технике. Активно изучаются росы пластической выразительности (А. Румнев), речи учителя, логической и эмоционально-образной интерпретации, рассмотрение слова как средства воздействия (B.C. Найденов), психологического регулирования самочувствия (Н.Д. Левитов, А.Н. Ковалев, Ю.А., Львова), использование тренинга как формы занятия, стимулируют активность студентов (С.В. Гиппиус).

Особый вклад в изучение проблемы технологии внесли исследования В.М. Коротова, Л.Ю. Гордина, Б.Т. Лихачева по методике педагогического воздействия. Их совместная публикация по этому вопросу включает такие разделы, как "Методы педагогического действия", "Педагогическое требование", "Мастерство педагог кого воздействия" и другие. Авторы подчеркивали, что методы педагогического воздействия можно вывести из широкого педагогического опыта, и основное их назначение заключается в вовлечении воспитанников в социально ценностную деятельность посредством влияния воспитателя, детского коллектива, а также путем перевода внешних стимулов во внутренние.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Формирование просодического компонента в речи детей с ЗПР средствами театрализованной игры
В формировании просодического компонента речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, эмоциональности. Чтобы интересно, эмоционально и ритмически грамотно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) ...

Особенности проведения занятий по формированию просодического компонента речи у детей с ЗПР
В учебном плане дошкольного учреждения для детей ЗПР предусмотрено к формированию связной речи в старшем подготовительном возрасте 2 занятия в неделю. Наряду с “Программно-методическим оснащением коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР” под редакцией С.Г. Шевченко используется дополнительная литература: Е.Д. Худенко,С.Н. Шаховская, Г.А. Ткаченко “Планы-конспекты логопед ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru