Исторические корни технологий воспитания и обучения

Страница 9

При достоинствах и недостатках подобных подходов в педагогической теории и практике неминуемо возникает вопрос о том, как в этом случае избежать возможной нивелировки личности учителя и ученика и почему в этих взглядах отсутствует технология воспитания.

Воспитание как явление может рассматриваться с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической, процессуальной и т.д.

Рассмотрение с социальной позиции обнаруживает комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку, чтобы воспитать его. Такой подход требует специальной социологической подготовки учителя, чтобы он мог умело оперировать этими ценностями, а в идеале – сам был бы их носителем. Ребенок же в этом случае выступает как объект, с которым работает специалист по передаче социально значимой информации.

Методический взгляд на воспитание выявляет путь приобщения воспитанника к культуре, при котором педагог все свое внимание уделяет тому, чем занять детей. В этом случае они опять находятся на позиции объектов и по желанию воспитателя обязаны включаться в разнообразные виды деятельности.

Профессиональный ракурс рассмотрения этой проблемы высвечивает теоретически возможную модель педагога на основе его личностных качеств, а также специальных знаний, умений и навыков. Здесь ребенок выступает как цель профессиональной деятельности, профессиональная подготовка учителя приобретает огромную значимость.

Рассмотрение процессуальной стороны воспитания выявляет необходимость описания момента прикосновения к личности воспитанника – педагогического воздействия. От умения педагога реализовать свое воздействие на ученика зависит их дальнейшее взаимодействие, их сотрудничество, а также взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого он "проживает" и приумножает социально ценностные отношения. Ответ на вопрос, как выстроить такое воздействие, лежит в плоскости технологического обеспечения воспитательного процесса.

Актуальность разработки этого направления не вызывает сомнений: исключительно гуманное отношение к личности, находящейся в состоянии психологического напряжения, диктуется условиями нашей нынешней жизни. Своеобразным толчком здесь послужили и многочисленные издания зарубежных исследований в области психологии и человеческих коммуникаций, ранее недоступных для нас.

Начало 90-х годов характеризуется разноаспектными подходами к проблеме педагогической технологии, ее глубинным исследованием в различных вузах (Московский и Нижегородский педуниверситеты, Полтавский, Новосибирский, Волгоградский пединституты и другие). Одни изучение педагогической технологии связывают с выявлением специфических форм организации единого общешкольного коллектива. В этом случае, по-видимому, необходима модернизация всего уклада школьной жизни и, в первую очередь, ее функционально-управленческой структуры. Другие, с осторожностью употребляя термин "технология", создают курсы педагогического мастерства, употребляя понятие "педагогическая режиссура", чтобы усилить тем самым внимание к методике и педагогической технике.

Использование терминов "педагогическое мастерство" и "педагогическая режиссура", по нашему убеждению, является неудачным, так как мастерство как наивысшая форма овладения профессией не может быть сформировано в рамках одного курса, а вырабатывается в результате системного вузовского обучения и практической работы с детьми, а режиссура, даже в широком смысле, объясняется как руководство постановкой и сочетается, скорее всего, с методикой воспитательного процесса.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Размерность фрактала
В евклидовой геометрии есть понятие размерности: размерность отрезка — единица, размерность круга — два, шара — три (или: прямая - 1, плоскость - 2, .). Например, если мы будем измерять длину отрезка, то, например, метровых отрезков в нём будет N, полуметровых 2N, дециметровых — 10N и так далее. В данном случае наблюдается прямая пропорциональная зависимость. В случае измерения площади мы уже пол ...

Специфика интегрированных курсов для начальной школы
Опыт ряда стран показывает, что на современном этапе развития образования наиболее принятой формой интеграции стало создание интегрированных курсов – объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет (например, «Основы здоровья и физическая культура» (авт. Зубалий М. и др.), «Искусство» (авт. Масол Л. и др.), Окружающий мир» (авт. Пушкарёва Т.), «Художественный труд» (авт. Тименко В. и др ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru