Исторические корни технологий воспитания и обучения

Страница 9

При достоинствах и недостатках подобных подходов в педагогической теории и практике неминуемо возникает вопрос о том, как в этом случае избежать возможной нивелировки личности учителя и ученика и почему в этих взглядах отсутствует технология воспитания.

Воспитание как явление может рассматриваться с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической, процессуальной и т.д.

Рассмотрение с социальной позиции обнаруживает комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку, чтобы воспитать его. Такой подход требует специальной социологической подготовки учителя, чтобы он мог умело оперировать этими ценностями, а в идеале – сам был бы их носителем. Ребенок же в этом случае выступает как объект, с которым работает специалист по передаче социально значимой информации.

Методический взгляд на воспитание выявляет путь приобщения воспитанника к культуре, при котором педагог все свое внимание уделяет тому, чем занять детей. В этом случае они опять находятся на позиции объектов и по желанию воспитателя обязаны включаться в разнообразные виды деятельности.

Профессиональный ракурс рассмотрения этой проблемы высвечивает теоретически возможную модель педагога на основе его личностных качеств, а также специальных знаний, умений и навыков. Здесь ребенок выступает как цель профессиональной деятельности, профессиональная подготовка учителя приобретает огромную значимость.

Рассмотрение процессуальной стороны воспитания выявляет необходимость описания момента прикосновения к личности воспитанника – педагогического воздействия. От умения педагога реализовать свое воздействие на ученика зависит их дальнейшее взаимодействие, их сотрудничество, а также взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого он "проживает" и приумножает социально ценностные отношения. Ответ на вопрос, как выстроить такое воздействие, лежит в плоскости технологического обеспечения воспитательного процесса.

Актуальность разработки этого направления не вызывает сомнений: исключительно гуманное отношение к личности, находящейся в состоянии психологического напряжения, диктуется условиями нашей нынешней жизни. Своеобразным толчком здесь послужили и многочисленные издания зарубежных исследований в области психологии и человеческих коммуникаций, ранее недоступных для нас.

Начало 90-х годов характеризуется разноаспектными подходами к проблеме педагогической технологии, ее глубинным исследованием в различных вузах (Московский и Нижегородский педуниверситеты, Полтавский, Новосибирский, Волгоградский пединституты и другие). Одни изучение педагогической технологии связывают с выявлением специфических форм организации единого общешкольного коллектива. В этом случае, по-видимому, необходима модернизация всего уклада школьной жизни и, в первую очередь, ее функционально-управленческой структуры. Другие, с осторожностью употребляя термин "технология", создают курсы педагогического мастерства, употребляя понятие "педагогическая режиссура", чтобы усилить тем самым внимание к методике и педагогической технике.

Использование терминов "педагогическое мастерство" и "педагогическая режиссура", по нашему убеждению, является неудачным, так как мастерство как наивысшая форма овладения профессией не может быть сформировано в рамках одного курса, а вырабатывается в результате системного вузовского обучения и практической работы с детьми, а режиссура, даже в широком смысле, объясняется как руководство постановкой и сочетается, скорее всего, с методикой воспитательного процесса.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения
В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости: 1. дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость; 2. имбецильность — глубокая умственная отсталость; 3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость. По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость под ...

Виды общения
В психологии наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Общение – это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного о ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru